Машиностроение Украины и мира

Россия: «Морское инженерное бюро» разработало концепты мелкосидящих речных грузовых составов для сибирских рек

“Морское инженерное бюро” разработало концепты мелкосидящих нефтеналивных, сухогрузных и комбинированных (танкеров-площадок) речных составов для Ленского бассейна и других районов Сибири. Об этом сообщает пресс-служба бюро. Концепты были представлены на экспертном совете при коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Проблемы маловодности и глубин в восточных бассейнах, особенно в Республике Саха (Якутии), актуальны давно. Инженеры, создававшие ленский флот во второй половине XX столетия, широчайшим образом применяли толкаемые составы, составные суда, специальные обводы для мелководья, гребные колеса, комбинированные сухогрузно-наливные суда и массу других технических решений. МИБ при разработке концептов использовало проверенное принципиальное решение – создание составных судов (грузовых судов с баржами-приставками).

Были разработаны технические проекты мелкосидящих толкаемых составов с ограниченной осадкой в нефтеналивном (танкер-толкач проекта RT63 плюс наливная баржа проекта ROB21 и сухогрузном (сухогруз-толкач проекта RD63 плюс сухогрузная баржа проекта RDB21 вариантах, а также в комбинированном варианте (танкер-сухогруз-толкач проекта RT63A плюс сухогрузно-наливная баржа проекта ROB21A.

Анализ работы на мелководных сибирских реках с сухогрузными или нефтеналивными баржами показал, что наиболее эффективны самоходные грузовые суда-толкачи типа СК проектов СК-2000, СК-2000К, СК-2000КН, отмечается в сообщении. Это позволило использовать их в качестве прототипов для новых концептов.

Новые проекты RT63, RD63, RT63A мелкосидящих самоходных судов внутреннего плавания во многом являются развитием концепта пр. ТО-1400 (речного танкера разряда “О”, который был в начале 2000-х годов разработан для ОАО “Ленское речное пароходство”) и должны в перспективе заменить существующие нефтеналивные суда пр. 1754Б, СК-2000КН, 414Б, 414В и сухогрузные суда пр. СК-2000, СК-2000К, Р-25Б. В 2008 г. закончено формирование корпуса головного танкера пр. ТО-1400 и осуществлен его перегон в затон Жатайского ССРЗ для достройки.

Проекты RT63, RD63, RT63A представляют собой стальные однопалубные самоходные двухвинтовые суда с наклонным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью, с кормовым расположением машинного отделения, с носовым расположением жилой надстройки и рулевой рубкой, с носовым подруливающим устройством, с носовым сцепным устройством (тип УДР-100) для возможности толкания нефтеналивных, сухогрузных и комбинированных барж, в том числе существующих проектов. Танкеры проектов RT63 и RT63A имеют второе дно и вторые борта.

В свою очередь, новые проекты барж ROB21, RDB21, ROB21A развивают концепт проекта БН-2000 (который тоже был в начале 2000-х годов разработан для ОАО “Ленское объединенное речное пароходство”) и расширяют эксплуатационные возможности танкера-толкача, увеличивают грузоподъемность состава, обеспечивают кратность загрузки для танкеров смешанного “река-море” плавания. Головная баржа проекта БН-2000 была построена на Жатайском ССРЗ в 2006 г.

Состав нового нефтеналивного концепта RT63+ROB21 имеет при осадке 2,35 м дедвейт 4788 т, при осадке 1,8 м – дедвейт 3280 т, при осадке 1,4 м – дедвейт 2195 т, что существенно больше, чем у существующего флота. Соответственно, несмотря на увеличение толщин корпуса и появление дополнительных конструкций в виде второго дна и второго бора, удельная себестоимость перевозок 1 т груза снижается, в сравнении со старыми судами, примерно на 10-15%, отмечается в сообщении.

По данным МИБ, наиболее современный состав ЛОРП начала XXI века из танкера ТО-1400 плюс баржа БН-2000 при осадке 2,35 м имел грузоподъемность 3560 т (т. е. на 1055 т меньше).

Срок окупаемости с учетом собственных средств составил в зависимости от расчетной модели эксплуатации 6-13 лет. (PortNews/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version