Объем рынка ретро-автомобилей в Украине эксперты даже не берутся оценивать, поскольку есть очень много скрытых коллекционеров. Кроме того, по мнению председателя запорожского клуба ретро-автомобилей “Фаэтон” и основателя одноименного автомобильного музея Дмитрия Позняка, ретро-автомобили – это больше хобби, чем бизнес. А хобби сложно измерить деньгами. Некоторые, по его словам, десятилетиями реставрируют один автомобиль. Но есть мастерские для которых реставрация уже стала бизнесом. А раз есть бизнес – значит должен быть и рынок.
Если проанализировать экспозиции автомобильных выставок и всевозможных ретро-парадов последних лет, можно сделать определенные выводы относительно количественного и качественного наполнения отечественного рынка ретро-авто. По большому счету, достаточно закрытый для посторонних, рынок ретро-автомобилей в Украине можно условно поделить на три неравные части. Около 75-80% составляют советские авто от 30 лет и старше. Еще 10-15% – иномарки 1960-1970-х годов, чаще всего американские. И 5-10% – трофейные немецкие автомобили, которые попали к нам после Второй мировой войны.
Практика покупки эксклюзивных винтажных автомобилей на зарубежных аукционах и завоза их в Украину, не нашла у наших коллекционеров широкого распространения. В первую очередь из-за огромных налогов на старые авто. Хотя мы помним, что в последний год правления Януковича, Кабинет министров даже инициировал отмену утилизационного сбора для автомобилей, представляющих историческую ценность. Но данное распоряжение скорее всего инициировал кто-то из властьимущих коллекционеров, чтобы успеть ввезти авто для собственной коллекции.
По мнению председателя запорожского клуба ретро-автомобилей “Фаэтон” и основателя крупнейшего в Украине одноименного автомобильного музея Дмитрия Позняка, ассортимент нашего рынка ретро-автомобилей, в основном, определяют машины, которые появились здесь исторически. Что вполне логично. В подавляющем большинстве, это те авто, которые можно было найти на территории СССР. Что касается иномарок 1960-1970-х годов (в основном, американцы и японцы) их завозили моряки, дипломаты, спортсмены, деятели культуры. То есть те, кто имел относительно свободный выход за границу. И не просто за границу, а за “железный занавес” в капиталистические страны. Трофейных машин после войны официально завезли в СССР больше 200 тыс. штук. И еще около 100 тыс. – полуофициально – они здесь просто остались. Плюс – автомобили, которые приходили по Лендлизу – американской гуманитарной помощи и по разным причинам не были утилизированы после войны. Кроме того, как сообщил Позняк до войны директорам заводов, министрам и крупным чиновникам, за валюту покупали дорогие американские и немецкие автомобили – это, например, Horch и Packard. Все остальное – больше 75% – автомобили советского автопрома.
С такой оценкой, в целом, согласен и главный редактор журнала Classic & Sports Car (Россия) Глеб Рачко. По его оценкам в рынке олдтаймеров “ЗИМы”, “Победы”, ГАЗ-21 и прочие советские раритеты занимают около 80% в России. А по составу рынки олдтаймеров Украины и РФ примерно похожи.
Интересно другое. По информации президента харьковского ТК “Самоходъ” Александра Осетрова, при таком большом удельном объеме, среди настоящих ценителей в сделках по купле-продаже ретро-машин, доля советских авто всего около 15%. Это связано с тем, что советских ретро автомобилей на рынке больше, они имеют меньшую цену, чем авто иностранного производства, и их реставрируют для себя. Но нередко, даже когда потом у владельцев таких автомобилей появляется желание их продать, их мало кто берет. По крайней мере за приличные деньги. Ведь по мнению энтузиаста-реставратора, он хорошо восстановил автомобиль. На самом деле коллекционер найдет в аматорской работе сотни несоответствий, снижающих ценность восстановленного экземпляра.
Получается, что украинский рынок ретро автомобилей, фактически “варится в собственном соку”.
По статистике, если проанализировать куплю/продажу винтажных авто за 2013-2014 гг., сделок с советскими машинами будет около 95%. Но, из этого числа сложно вычленить авто, которые приобрели чтобы возить картошку. Подозреваем, что их – большинство. Сделок с иномарками 1950-1960 годов – 3%, с автомобилями времен ВОВ – 2%. И меньше 1% – это, так называемые, другие. Среди них и довоенные, купленные советской властью для “красных” директоров и комиссаров, либо попавшие к нам уже другими путями.
Но если в процентах статистика рынка ретрокаров выглядит вполне презентабельно, в натуральных цифрах она не впечатляет. За два последних года (2013-2014 гг.) было куплено/продано немногим больше 1,5 тыс. олдтаймеров. Это с учетом “колхозных” экземпляров и сделок между соседями.
Конечно, это мало, по сравнению с рынком новых авто. А если разобраться, то рынок качественных коллекционных экземпляров вообще исчисляется десятками в год.
Традиционно, самыми популярными в Украине являются среди советских авто, естественно, ГАЗ-21/22, ГАЗ-69, ГАЗ-М20, ЗАЗ-965 и АЗЛК-402/403/407. И пусть кто-то не думает, что его старая дедушкина “Волга” – это бесценный раритет. Таких авто по всей Украине – сотни. Среди самых популярных иномарок времен Второй мировой Willys MB1, Opel Olimpiya и BMW 321. А среди олдтаймеров 1950-1960-х годов Volkswagen Kafer, BMW 340, Buick Century.
Но, покупают и продают у нас и такую экзотику, как, например, Jaguar LX, Lincoln Continental Mark III, Mercedes-Benz Ponton 219, Oldsmobile Silhouett, Packard Hawk, Rolls-Royce Silver Cloud II, Studebaker Golden Hawk, Cadillac 6075, Hudson 505, Mercedes-Benz 170, Wanderer, Oldsmobile 88.
Основной рынок для олдтаймеров – это Киев и область. Область даже больше, ведь именно там в гаражах загородных особняков хранятся раритеты. Следом идут коллекционеры из Днепропетровской, Донецкой, Львовской, Одесской, Харьковской областей. На эти регионы в 2013-2014 гг. приходилось более половины всех сделок.
Если рассмотреть возрастные группы покупателей, самыми активными будут, естественно, люди старшего возраста. У них и ностальгия сильнее, и историческая правда олдтаймеров к ним ближе. Да и покупательская способность у них выше. Не случайно на покупателей в возрасте от 50 и выше приходится почти 40% сделок по ретромобилям.
Как отмечают эксперты, в Украине вряд ли найдется еще одна неучтенная коллекция размерами с Музей (как у Януковича или в Мюлузе). Не говоря уже о тематических собраниях вроде музеев BMW, Peugeot или Citroen. Но отдельные интересные экземпляры “случайно” найти у нас все же можно. Ведь рынок ретро автомобилей – действительно достаточно закрытый. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)