Машиностроение Украины и мира

Казахстан: автомобильный рынок в 2014 году сократился

Казахстанский автомобильный рынок впервые с 2009 г. продемонстрировал падение количества продаж новых автомобилей в годовом сравнении. По итогам 2014 г. объем реализованных автомобилей на официальном рынке РК в натуральном выражении составил 163561 ед., годом ранее продажи составили 165730 ед., спад в количественном выражении на 1,31%. По среднесрочным прогнозам, в последующие годы ниспадающий тренд будет доминировать, и вероятный объем официальных продаж за 2015 г. будет на уровне 110000 ед. новых автомобилей.

Структура рынка в разрезе классов автомобилей практически не изменилась: лидерами остаются классы “В” с долей рынка в 44,76% и класс “С” (16,46%), в тройку лидеров также вошел сегмент компактных SUV с 9% долей рынка. Продажи автомобилей из ценового сегмента до $10 тыс. уменьшили присутствие на рынке новых автомобилей (-8%). А автомобили в ценовом диапазоне $15-20 тыс. увеличили долю присутствия на рынке РК (+8%).

Самый большой процент прироста по географии регионов в 2014 г. показывают небольшие города Казахстана: Экибастуз (+83%), Рудный (+46%), Кульсары (+40%).

Импорт новых автомобилей за 2014 г. официальными дилерами составил 131230 тыс. ед. (против 130868 тыс. ед. в 2013 г.). Из России импортировано и продано через автосалоны в РК 91277 ед. новых автомобилей различного назначения. Из других крупных импортеров-“официалов” можно выделить Узбекистан (12512 ед.) и Японию (10707 ед.). Благодаря перераспределению производственных мощностей в результате процессов глобализации в течение года наблюдался существенный рост в количественном выражении импорта автомобилей из Турции. Таким образом, по мере развития подобной динамики границы между “национальностью” и “происхождением” автомобиля будут стираться.

Наибольшая доля рынка новых автомобилей по итогам 2014 г. (27,66%) все так же принадлежит автомобильной марке Lada с общим количеством продаж 45234 ед. Однако присутствие брэнда Lada снизилась на 7,03% по сравнению с 2013 г. Второе место занимает брэнд KIA с продажами в 17709 ед. Третью строчку лидерства прочно закрепил за собой брэнд Hyundai с объемом продаж в 14104 ед.

В сегменте коммерческой техники наблюдается рост продаж. Значительная часть рынка по-прежнему принадлежит GAZ (56,8%). Из собранных в РК коммерческих автомобилей различного назначения на первой строке Hyundai (365 ед.), а на второй строке Iveco с продажами 294 единицы. Всего же, в Казахстане было продано 910 единиц автомобилей собранных отечественными производителями.

2014 г. стал началом производства Toyota в Центральной Азии и первой CKD-сборки в Казахстане. Также казахстанские производители открыли двери для китайских брэндов. На производственных мощностях в Костанае началась сборка автомобилей Geely. Согласно данным автопроизводителей за 2014 г. в Казахстане объем производства легковых автомобилей составил 37157 ед., а также 2567 ед. грузовой техники. Таким образом, совокупный выпуск легковых и грузовых автомобилей остался без существенных изменений по сравнению с АППГ.

Падение производства легковых автомобилей в Усть-Каменогорске на -7,1% было компенсировано существенным ростом на мощностях в Костанае на 29,2%. В частности линейка продукций на производственных площадях легковых автомобилей расширилась новыми брэндами, как Toyota, Geely и легковыми моделями Hyundai. В 2014 г. в Казахстане было произведено 750 ед. внедорожников Toyota Furtuner, 733 ед. Geely и 3424 легковых моделей Hyundai.

Рост производства грузовых автомобилей был обеспечен за счет мощностей на базе АО “СарыАркаАвтопром” и ТОО “Семаз”.

Производство легковых седанов, которые удовлетворяют 52,70% внутреннего спроса, а также грузовых автомобилей, что связано с высоким износом существующего парка и потенциалом роста экономики, введением новых мощностей остаются наиболее привлекательными сегментами автомобильной промышленности.

Наименование предприятия 2014 г. Дек. 2014 г. 2014 г. к 2013 г., % Дек. 2014 г. к дек. 2013 г., % Дек. 2014 г. к нояб. 2014 г., %
Автомобили легковые пассажирские, шт.
Республика Казахстан 37157 4176 -1 -16 15
АО “АгромашХолдинг”, ТОО “СарыАркаАвтопром” 8354 1492 29 14 0
АО “Азия Авто” 28803 2684 -7 -27 27
Автомобили грузовые, шт.
Республика Казахстан 2567 391 12 -17 59
АО “КАМАЗ-Инжиниринг” 1121 249 -7 -9 137
ТОО “Hyundai Auto Trans” 618 30 -34 -80 -6
Предприятие Карагандинской обл. 3 200
АО “АгромашХолдинг”, ТОО “СарыАркаАвтопром” 87 335
ТОО “СемАЗ” 738 112 553 261 3
Всего производство автомобилей 39724 4567 0% -16% 18%

Инвестиции в автомобильную отрасль по итогам 2014 г. превысили 30 млрд. тенге, из которых 14,4 млрд. тенге относится к автомобильной промышленности. В связи с введением новых мощностей на производственных площадках Казахстана планируется существенное увеличение выпуска автомобилей. Существует большой потенциал увеличения валовой добавленной стоимости в автомобильной промышленности за счет глубокой локализации производства, путем налаживания выпуска автомобильных компонентов. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version