Казахстанский автомобильный рынок впервые с 2009 г. продемонстрировал падение количества продаж новых автомобилей в годовом сравнении. По итогам 2014 г. объем реализованных автомобилей на официальном рынке РК в натуральном выражении составил 163561 ед., годом ранее продажи составили 165730 ед., спад в количественном выражении на 1,31%. По среднесрочным прогнозам, в последующие годы ниспадающий тренд будет доминировать, и вероятный объем официальных продаж за 2015 г. будет на уровне 110000 ед. новых автомобилей.
Структура рынка в разрезе классов автомобилей практически не изменилась: лидерами остаются классы “В” с долей рынка в 44,76% и класс “С” (16,46%), в тройку лидеров также вошел сегмент компактных SUV с 9% долей рынка. Продажи автомобилей из ценового сегмента до $10 тыс. уменьшили присутствие на рынке новых автомобилей (-8%). А автомобили в ценовом диапазоне $15-20 тыс. увеличили долю присутствия на рынке РК (+8%).
Самый большой процент прироста по географии регионов в 2014 г. показывают небольшие города Казахстана: Экибастуз (+83%), Рудный (+46%), Кульсары (+40%).
Импорт новых автомобилей за 2014 г. официальными дилерами составил 131230 тыс. ед. (против 130868 тыс. ед. в 2013 г.). Из России импортировано и продано через автосалоны в РК 91277 ед. новых автомобилей различного назначения. Из других крупных импортеров-“официалов” можно выделить Узбекистан (12512 ед.) и Японию (10707 ед.). Благодаря перераспределению производственных мощностей в результате процессов глобализации в течение года наблюдался существенный рост в количественном выражении импорта автомобилей из Турции. Таким образом, по мере развития подобной динамики границы между “национальностью” и “происхождением” автомобиля будут стираться.
Наибольшая доля рынка новых автомобилей по итогам 2014 г. (27,66%) все так же принадлежит автомобильной марке Lada с общим количеством продаж 45234 ед. Однако присутствие брэнда Lada снизилась на 7,03% по сравнению с 2013 г. Второе место занимает брэнд KIA с продажами в 17709 ед. Третью строчку лидерства прочно закрепил за собой брэнд Hyundai с объемом продаж в 14104 ед.
В сегменте коммерческой техники наблюдается рост продаж. Значительная часть рынка по-прежнему принадлежит GAZ (56,8%). Из собранных в РК коммерческих автомобилей различного назначения на первой строке Hyundai (365 ед.), а на второй строке Iveco с продажами 294 единицы. Всего же, в Казахстане было продано 910 единиц автомобилей собранных отечественными производителями.
2014 г. стал началом производства Toyota в Центральной Азии и первой CKD-сборки в Казахстане. Также казахстанские производители открыли двери для китайских брэндов. На производственных мощностях в Костанае началась сборка автомобилей Geely. Согласно данным автопроизводителей за 2014 г. в Казахстане объем производства легковых автомобилей составил 37157 ед., а также 2567 ед. грузовой техники. Таким образом, совокупный выпуск легковых и грузовых автомобилей остался без существенных изменений по сравнению с АППГ.
Падение производства легковых автомобилей в Усть-Каменогорске на -7,1% было компенсировано существенным ростом на мощностях в Костанае на 29,2%. В частности линейка продукций на производственных площадях легковых автомобилей расширилась новыми брэндами, как Toyota, Geely и легковыми моделями Hyundai. В 2014 г. в Казахстане было произведено 750 ед. внедорожников Toyota Furtuner, 733 ед. Geely и 3424 легковых моделей Hyundai.
Рост производства грузовых автомобилей был обеспечен за счет мощностей на базе АО “СарыАркаАвтопром” и ТОО “Семаз”.
Производство легковых седанов, которые удовлетворяют 52,70% внутреннего спроса, а также грузовых автомобилей, что связано с высоким износом существующего парка и потенциалом роста экономики, введением новых мощностей остаются наиболее привлекательными сегментами автомобильной промышленности.
Наименование предприятия | 2014 г. | Дек. 2014 г. | 2014 г. к 2013 г., % | Дек. 2014 г. к дек. 2013 г., % | Дек. 2014 г. к нояб. 2014 г., % |
Автомобили легковые пассажирские, шт. | |||||
Республика Казахстан | 37157 | 4176 | -1 | -16 | 15 |
АО “АгромашХолдинг”, ТОО “СарыАркаАвтопром” | 8354 | 1492 | 29 | 14 | 0 |
АО “Азия Авто” | 28803 | 2684 | -7 | -27 | 27 |
Автомобили грузовые, шт. | |||||
Республика Казахстан | 2567 | 391 | 12 | -17 | 59 |
АО “КАМАЗ-Инжиниринг” | 1121 | 249 | -7 | -9 | 137 |
ТОО “Hyundai Auto Trans” | 618 | 30 | -34 | -80 | -6 |
Предприятие Карагандинской обл. | 3 | – | 200 | – | – |
АО “АгромашХолдинг”, ТОО “СарыАркаАвтопром” | 87 | – | 335 | – | – |
ТОО “СемАЗ” | 738 | 112 | 553 | 261 | 3 |
Всего производство автомобилей | 39724 | 4567 | 0% | -16% | 18% |
Инвестиции в автомобильную отрасль по итогам 2014 г. превысили 30 млрд. тенге, из которых 14,4 млрд. тенге относится к автомобильной промышленности. В связи с введением новых мощностей на производственных площадках Казахстана планируется существенное увеличение выпуска автомобилей. Существует большой потенциал увеличения валовой добавленной стоимости в автомобильной промышленности за счет глубокой локализации производства, путем налаживания выпуска автомобильных компонентов. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)