Глава наблюдательного совета “Еврокар” Олег Боярин в 2001 г. рискнул построить в Закарпатье завод по сборке автомобилей Skoda. Сейчас мощность предприятия позволяет ежегодно выпускать 100000 автомобилей, но он едва загружен на 2%. Фактически заморожен и индустриальный парк вокруг предприятия. Олег Боярин откровенно рассказал о неэффективности власти, почему закарпатские Skoda не экспортируются в Европу, что ожидает украинский авторынок и как Украине не превратиться в сырьевой придаток Европы.
– С какими показателями производства и продаж “Еврокар” закончил первый квартал 2015 г.?
– Выпустили 530 автомобилей. Это 37% от объемов производства первого квартала 2014 г. Продали всего 395 автомобилей. Самой продаваемой моделью остается Octavia – реализовано 175 машин.
Падение катастрофическое. Но в данном случае цифры – это следствие той политики, которую проводит правительство.
– В чем она заключается?
– Наметилась устойчивая тенденция деиндустриализации страны. Из Украины делают сырьевой придаток мировой экономики. При нынешней модели экономического развития, которую реализует премьер-министр, экономика может прокормить не более 10 млн. человек (с детьми и пенсионерами). Приведу две цифры. В 2000 г. в реальном секторе экономики было занято 4,6 млн. человек. Сегодня, по официальным данным, людей, которые заняты в реальном секторе, 2 млн. На самом деле с учетом фактора полной занятости их чуть больше 1 млн. человек.
– Я слышал другие мнения. Некоторые эксперты говорят, что рынок оживает. ЗАЗ, например, возобновляет производство (в том числе и автобусов). Активизировались продажи авто. Вы видите позитивные сигналы на рынке?
– К сожалению, нет. Мы видим за прошедший год полное бездействие в реализации каких бы то ни было реформ. Только премьер-министр считает, что правительство достигло успехов. Бизнес же видит, что мы опускаемся все глубже в кризисную яму и не понимаем, как из нее выбираться.
– Авторынок достиг дна, или продажи будут и дальше падать?
– Еще не достиг. Я пытаюсь быть реалистом и опираюсь исключительно на макроэкономические показатели. Понятно, что есть определенный минимальный объем рынка и частично потенциал роста ввиду того, что в Украине один из самых старых автопарков в Европе. Есть люди, которые могут покупать авто в любое время и на любых условиях. Но их очень мало. Без пуска промышленности, что эквивалентно восстановлению экономики, говорить о восстановлении рынка невозможно.
– Вы считаете, что яма в экономике – это заслуга конкретного человека, Арсения Яценюка? Ведь есть объективные факторы. Это и экономическое наследие прошлой власти, сейчас идет война на Востоке, девальвация гривни…
– Премьер, как и любой руководитель на предприятии, несет ответственность как за действия подчиненных, в данном случае министров, так и за результат в целом. Война не может быть оправданием для провальной экономической политики. Она, наоборот, должна быть стимулом для быстрого проведения реформ. На них нужно тратить месяцы, а не годы.
– Но вы же не считаете, что премьер – враг себе и сознательно хоронит экономику? Ведь от этого зависит и его рейтинг в том числе…
– Я думаю, одних политических амбиций недостаточно. Нужно быть в первую очередь хорошим менеджером. Да, количество налогов уменьшили, но изменения исключительно технические. От перестановки слагаемых сумма не поменялась, ведь база начисления осталась не прежней, она расширилась. Нужно провести реальную налоговую реформу с де-факто сокращением налогов, чтобы бизнес, налогоплательщик начал верить правительству.
– Как вы можете оценить работу Минэкономразвития, которое сегодня является правопреемником Минпромполитики? Кстати, министр экономики Айварас Абромавичус обозначил свое отношение к украинскому автопрому, заявив: “Зачем притворяться, что у нас есть производство автомобилей, если это отверточная сборка?”. Как вы оцениваете это заявление?
– Новые люди, которые пришли в министерство, внушают надежду на какие-то изменения. Но проблемы носят системный характер, и люди уровня замминистра или советника, скорее всего, не могут что-то глобально изменить без более глубоких изменений самой системы.
Что касается заявления министра, могу сказать, что если он вправе считать, что у нас нет автомобильной промышленности, то и мы вправе полагать, что у нас нет министра экономики. У нас есть мощности по производству автомобилей, на которых могут производиться сотни тысяч машин для Европы. Наши технологии позволяют выпускать автомобили европейского уровня. Но эти мощности стоят пустые и не работают. Мы можем не иметь автопрома в глобальном понимании (технологий, отечественных моделей авто), но мы можем быть производственной площадкой не хуже Словакии, Венгрии, Турции и России.
– Можете конкретизировать, каких решений вы ждете от Кабмина?
– Тотальное уменьшение налогового давления во всех секторах экономики. Нужно разработать программу занятости населения в первую очередь в реальном секторе, а также секторальные программы развития. Она должна быть одна, а не как сейчас их 89, но реально выполнимая и выполняемая. Нужно занять людей, дать им работу, чтобы страна что-то производила.
– За счет чего вы можете загрузить мощности уже сейчас? У вас есть план, как это сделать? Почему вы не поставляете автомобили в Европу, ведь европейские страны де-факто снизили барьеры для украинской продукции?
– Информация о том, что рынок Европы открыт для украинской продукции, – фикция. Сейчас пошлина в ЕС выше, чем была два года назад. По системе ГСП она была на уровне 6,5%, стала 8,6% по Соглашению об ассоциации и ЗСТ. Станет 0% только через 7 лет. О каком де-факто снижении идет речь?
– Сейчас ЕС временно открыла границу для большого перечня товаров украинского происхождения. Это не стимулирует поставлять туда автомобили?
– Они открыли рынок в основном для сырья и товаров АПК. При этом установлены жесточайшие квоты. Например, обнулены ставки на кокосы, ананасы, имбирь, бамбук, чай и т. д. Товары, которые у нас не выращиваются и не производятся. При этом если мы превышаем квоты, ставки пошлин на товары, которые Украина традиционно экспортирует на рынки ЕС (мясо птицы, яйца, сыры, сливочное масло), варьируются в пределах 80-270%. На автомобили базовая ставка 10%. Соответственно, с такими пошлинами производить автомобили для европейского рынка сегодня нет смысла. Остаются только резервы внутреннего рынка.
– В Украине дешевая рабочая сила. Это не позволяет производить более дешевые по себестоимости автомобили для Европы, даже с учетом уплаты пошлины?
– Удельная доля труда в себестоимости автомобиля до 2%. Это не перекрывает установленные 8,6% пошлины.
– Сегодня в правительстве в качестве советника работает архитектор словацкого автомобильного чуда Иван Миклош. Вы с ним встречались? Опыт Словакии применим в Украине?
– То, что он сделал в Словакии, внушает уважение. Но есть ли у Миклоша реальные полномочия на реализацию реформы в Украине – большой вопрос.
Я уверен, что опыт Словакии у нас применим. Украина может быть экспортно ориентированной производственной площадкой для выпуска компонентов, комплектующих, и автомобилей в том числе.
– Что для этого нужно?
– Нужно создать инвестиционные условия не хуже, чем в Румынии, Польше, Словакии и т. д. В Украине действует “налог на инвестицию”: чтобы создать производство, нужно совокупно заплатить налогов 35-40% от суммы инвестиции.
Для создания приемлемой инвестиционной среды нужно обнулить пошлину (сейчас от 3-5%) и НДС на оборудование, ввезенное для создания новых производственных мощностей, которое не производится в Украине. Отменить налог на прибыль, которая реинвестируется в развитие. Своевременно возвращать НДС, чего государство не делает. В упомянутых странах инвестору, который создает производство, государство бесплатно дает землю, проводит за свой счет коммуникации, предоставляет льготный период оплаты, дотирует создание каждого рабочего места и т. д. У нас же при строительстве нового объекта нужно заплатить паевой взнос на развитие локальной инфраструктуры до 10% от суммы инвестиции. Кто придет на такие условия инвестировать?
– Импортную пошлину нужно повышать? Почему Украина не снимет все барьеры?
– В Украине нуждаются в замене около 6 млн. автомобилей возрастом более 10 лет. Замена этого парка оценивается почти в $100 млрд. Эти деньги могут уйти за рубеж в качестве оплаты импорта, на развитие глобальных корпораций, или могут остаться в Украине. Но для этого здесь должно быть производство. Если мы хотим поддерживать не зарубежных производителей, а создать свою развитую автомобильную отрасль, пошлины нужно повышать. Тогда это стимулирует крупные автоконцерны не импортировать сюда автомобили, а производить их здесь, локально.
– Во сколько вам сегодня обходится содержание компании, которое, очевидно, не окупается?
– В десятки миллионов гривень ежемесячно.
– Где вы берете деньги?
– Проедаем кредитные средства.
– Какой у вас кредитный портфель?
– Большой. Завод построен на кредитные средства. Мы сохраняем людей, в которых инвестировали ранее, и производственные площадки в надежде, что рано или поздно придут к власти люди, которые под реформами понимают конкретные действия, а не слова и лозунги.
– Вы реструктурировали кредит?
– Сейчас проходим процесс реструктуризации. Идут переговоры.
– Что сейчас с проектом создания индустриального парка Соломоново в Закарпатье, который вы инициировали? Он работает?
– В прошлом году его внесли в реестр. Там ранее была свободная экономическая зона. Мы были флагманом, и за нами туда пришли другие компании, инвестировавшие десятки миллионов долларов. В 2005 г. правительство пересмотрело инвестиционное законодательство (которое гарантировало инвесторам сохранение условий на 30 лет), и проекты остановились, режим свободной экономической зоны отменили в одночасье. Сейчас большинство инвесторов, которые успели зайти еще под СЭЗ, без изначально обещанных условий там вынуждены просто выживать. Работают несколько, которые были запущены в начале 2000-х годов. Новые проекты не появились. И не появятся, если не начать изменения инвестиционной среды.
– Вы начали производство новой Skoda Fabia. Планируете осваивать новые модели?
– Определенно. Будет и новый Superb, и другие модели. Хочется надеяться, что рано или поздно правительство поменяется и придут прагматичные люди. Тогда эти автомобили будут производиться не только для украинского, но и европейского рынка. Но нам нужно обсуждать с Европой те условия, что мы подписали в Соглашении об ассоциации, и как из этой ситуации выйти. Украина может стать европейским Китаем. Для этого нужно, чтобы они сориентировали предприятия на перенос производства из Китая в Украину. Для этого есть все предпосылки: квалифицированная рабочая сила (средняя месячная зарплата в Украине – 130 евро, в Китае – $700), логистика, быстрая реакция на изменения рынка и т. д. Но при этом должны быть условия не хуже, чем в Китае. Без понимания правительством этих вещей сделать это невозможно.
– Сколько автомобилей вы планируете выпустить по итогам года?
– 2000 автомобилей (против 3649 единиц в 2014 г.).
– С какими финансовыми результатами “Еврокар” закончит 2015 г.?
– Плановые убытки. Цифры не могу назвать. Начало года было более оптимистичное. В конце прошлого года мы исходили из объемов как минимум в два раза больше, чем сейчас. Сейчас даже наши самые консервативные планы еще раз пересматриваются. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)