Государсвенное космическое агентство Украины (ГКАУ) 21 мая утвердило ведомственную программу развития ракетно-космической промышленности “Стратегия-2022”. Несколько дней спустя, 25 мая, Петр Порошенко подписал Указ “О стратегии национальной безопасности”. И в этом документе впервые в истории страны обозначена задача увеличения боевого потенциала ракетных войск и артиллерии сухопутных войск за счет ракетных комплексов отечественного производства.
“Стратегия-2022” предполагает объединение всех предприятий ракетно-космической промышленности в составе двух новых корпораций. Впрочем, еще в апреле глава ГКАУ Олег Уруский во время круглого стола по обсуждению новой отраслевой стратегии заявлял, что проведение реструктуризации отрасли уже согласовано с правительством. По его словам, была согласована передача практически всех ракетно-космических предприятий в список тех, которые могут быть корпоратизированы, но не приватизированы.
Одним из не названных Олегом Семеновичем, но хорошо известных наблюдателям очевидных тормозов развития отрасли являются простаивающие ныне долгосрочные вложения Украины в виде $410 млн. и $254 млн. ассигнований, влекущих за собой необходимость погашения кредитных ресурсов и замедляющих осуществление программ, прежде всего, в наиболее приоритетном для страны военном ракетостроении.
Эти суммы были потрачены соответственно на два зарубежных начинания днепропетровских КБ “Южное” и “Южмаш”. При этом сроки реализации каждого из них неоднократно откладывались. Это украинско-бразильский проект компании Alcantara Cyclone Space (ACS) и украинско-канадско-российская программа запуска спутника связи “Лыбидь”.
По некоторым данным, бразильская сторона уже начала намекать на обмен права распоряжаться технологией производства гражданского космического ракетного носителя “Циклон-4” на критически необходимый Украине доступ к услугам зарубежного ракетодрома для пусков космических ракет. Это неравноценный в финансовом отношении обмен. И его наличие все официальные лица отрицают, но компромисс в этом глубоко не публичном диалоге пока не достигнут.
В то же время многолетнее торможение проекта лишает предприятия Днепропетровска финансовой маневренности при реализации внутренних заказов, так как их практически нельзя начать без погашения кредитов, ранее взятых на проект ACS. Во многом схожая ситуация сложилась и с проектом “Лыбидь”, по которому “Южмаш” стал заложником формально независимой от него ситуации.
Намеченное в ракетно-космиче ской “Стратегии-2022” объединение Днепропетровского проектного института, КБ “Южное” и “Южмаша” в отельную государственную корпорацию может разблокировать остальные предприятия ГКАУ. Ибо правопреемником описанных выше долгов станет вновь созданная госкорпорация.
И у остальных компаний отрасли появятся возможности гораздо активнее искать кредиты или новых финансовых партнеров за рубежом для подготовки выполнения оборонного заказа.
При этом Олег Уруский вполне конкретно раскрыл возможности предприятий Днепропетровска для обслуживания нынешних интересов оборонки. “Сегодня площади “Южмаша” можно задействовать только для ремонта бронетанковой техники. Но пока концерн “Укроборонпром” обходится своими силами”, – заявил он.
Пока доподлинно неизвестно, сможет ли принести украинскому ракетостроению новые источники инвестиций наметившееся разблокирование всех прочих предприятий ГКАУ и “Укроборонпрома” от обязательств, которые были в свое время возложены на заводы Днепропетровска. Но если это разделение станет возможным в ходе предстоящего создания нескольких новых холдинг-компаний в отечественном ракетостроении, аппаратном приборостроении и электронике, направления поиска инвестиций уже давно обозначены.
Самыми известными из них являются договоренности между Киевом и Анкарой, достигнутые 20 марта во время визита в Киев президента Турции Раджипа Эрдогана. Тогда Петр Порошенко сообщил о подписании обширного соглашения в авиаракетной промышленности. “Мы договорились о многомиллиардной космической программе. Но не обо всем можем сейчас говорить”, – напустил тумана глава государства.
Впрочем, ситуация быстро прояснилась, ведь уже 16 апреля о проделанной работе отчитался госконцерн “Укроборонпром”. В компании заявили, что достигнутые соглашения касаются совместного производства танков, авиадвигателей, средств радиолокации и ракетно-космической техники.
Действительно, накануне визита в Украину Эрдоган принял решение о создании Национального космического агентства Турции. Местная оппозиция тут же назвала это решение предвыборным шагом. Тем не менее в турецкой прессе появились сообщения о проекте передачи новому гражданскому ракетному проекту страны военных ракетодромов в районах Аксарай и Синоп для создания полигонной инфраструктуры и будущего космодрома.
В краткосрочной перспективе новый технологический альянс с Турцией даст Украине очень многое. Он позволит найти нового наиболее оптимального зарубежного партнера для проведения наметившейся структурной реформы отечественного ракетно-космического машиностроения. В пользу этого предположения говорят громкие успехи турецких как частных, так и государственных корпораций, которые они демонстрировали в течение нескольких последних лет. Турки создали полный замкнутый цикл производства всего спектра военной ракетной техники, начиная от РСЗО и оперативно-тактических ракет до тяжелых крылатых ракет авиации и береговой обороны. Этому феномену очень трудно найти аналоги на мировом рынке подобной продукции, который развивался в гораздо более долгие сроки, чем это смогли проделать турецкие компании. (comments.ua/Машиностроение Украины и мира)