Чистая прибыль, EBITDA, ROI – все эти показатели, принципиальные для определения финансовой успешности бизнеса, в украинских реалиях не имеют ровным счетом никакого значения, если речь идет о государственной компании. В конце июня Министерством экономического развития и торговли был опубликован список из 30 игроков госсектора с наибольшими фискальными рисками. Чистый убыток этих компаний составил 100 млрд. грн., а общая сумма дотаций, бюджетного финансирования и налоговых льгот для них превысила 15 млрд. грн.
Безусловным лидером среди убыточных и дотационных государственных компаний уже несколько лет остается НАК “Нафтогаз Украины”. Убыток газового монополиста за 2014 г. составил 85 млрд. грн. Для “Нафтогаза” и компаний из отрасли электроэнергетики хронической проблемой является многолетнее несоответствие отпускных тарифов для населения себестоимости производства и цене импорта энергоресурсов.
Компенсировать убытки можно только повышением тарифов, но даже самые рьяные апологеты рыночного ценообразования признают, что на текущем этапе это грозит кризисом неплатежей. “Вследствие девальвации гривни Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, должна соответствующим образом повышать тарифы всем игрокам энергорынка. Никаких других способов компенсировать падение гривни у нее нет”, – описывает замкнутый круг генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.
Вклад в отрицательный финрезультат госсектора внесла и угольная промышленность. Менеджмент предприятий располагает своими аргументами для обоснования убытков – основные добывающие мощности находятся на оккупированных территориях Донбасса, себестоимость производства велика из-за высоких цен на энергоносители и энергоемкости заводов, а конъюнктура на мировых рынках – исключительно неблагоприятна.
В числе десяти крупнейших получателей чистых дотаций – три представителя космической отрасли: “Укркосмос”, Конструкторское бюро “Южное” и завод “Южмаш”. По словам Эдуарда Кузнецова, советника председателя Государственного космического агентства Украины, до 2013 г. налоги и обязательные платежи предприятий сектора значительно превышали государственные расходы на космическую программу. Проблемы 2014-2015 гг. вызваны разрывом кооперации с Россией и курсовыми убытками вследствие девальвации гривни.
НАК «Нафтогаз Украины». Чистый доход: 74,4 млрд. грн. Прибыль (убыток) в 2014 г.: -85 млрд. грн. Поступления из бюджета/в бюджет: 3,7 млрд. грн./12,3 млрд. грн. Дивиденды государству: -. Совокупный долг: 93 млрд. грн.
Отказываясь поднимать тарифы для населения соответственно удорожанию импортного газа, с 2009 г. украинские власти методично наращивали убыточность НАК “Нафтогаз Украины”. До девальвации гривни бремя покрытия его дефицита было посильным для госбюджета – еще в январе 2014 г. разрыв между расходами и доходами крупнейшей компании страны закладывался на грядущий год на уровне 15 млрд. грн., или около 0,9% ВВП Украины. К концу 2014 г. дефицит “Нафтогаза” достиг уже 110 млрд. грн., или 7% ВВП. Для его покрытия Кабмину пришлось выпустить ОВГЗ на 96,6 млрд. грн.
Преодоление дефицита НАК до 2017 г., как указано в меморандуме с МВФ, должны обеспечить повышение тарифов для населения и реструктуризация самой энергокомпании. Реализацию первой части реформы правительство начало в апреле – с началом второго квартала произошло первое в этом году удорожание газа для украинцев.
Реорганизация “Нафтогаза” предусматривает создание на его базе двух компаний: оператора газотранспортной системы и управляющего подземными газохранилищами. В капитал обоих предприятий планируется привлечь западных инвесторов. Тем не менее, как заявил министр топлива и энергетики Владимир Демчишин, спроса с их стороны пока не наблюдается. Конкретных сроков разделения “Нафтогаза” правительство также не называет.
При этом директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский считает, что НАК должен оставаться в государственном управлении: “В сфере компетенции “Нафтогаза” должны оставаться поставки газа населению и теплокоммунэнерго”.
ГП «Конструкторское бюро «Южное»» им. М. Янгеля». Чистый доход: 840 млн. грн. Прибыль (убыток) в 2014 г.у: -1,8 млрд. грн. Поступления из бюджета/в бюджет: 2,15 млрд. грн./215 млн. грн. Дивиденды государству: 2,8 млн. грн. Совокупный долг: 6,6 млрд. грн.
В 2014 г. КБ “Южное” было крупнейшим после “Нафтогаза” получателем бюджетного финансирования. Почти 98% господдержки компании приходится на финансирование украинско-бразильского проекта по созданию ракетного космического комплекса “Циклон-4”.
Запускать украинские ракеты с южноамериканского космодрома “Алкантара” планировалось еще с 2006 г. Работы долго затягивались с обеих сторон, а в 2013 г. Бразилия и вовсе прекратила строительство пусковой площадки.
Для реализации проекта КБ “Южное” взяло кредит на $410 млн. под государственные гарантии у Credit Suisse First Boston International и Сбербанка России. Из них осталось выплатить еще $260 млн. Сбербанку в течение следующих трех лет. Обязательства по этому кредиту включены в пакет реструктуризации внешнего долга Украины.
Если в докризисные годы предприятие формально работало с прибылью, то в 2014 г. ушло в крупный минус из-за девальвации гривни и прекращения сотрудничества с Россией. Но без работы конструкторы “Южного” не остаются – у КБ есть и ряд международных контрактов, число которых планируется нарастить в ближайшее время. Согласно прогнозу Минэкономики, текущий год предприятие закончит с чистой прибылью в 3,3 млн. грн. при дотациях в 1,3 млрд. грн.
ГП «Укркосмос». Чистый доход: 9,2 млн. грн. Прибыль (убыток) в 2014 г.: -2,3 млрд. грн. Поступления из бюджета/в бюджет: 557 млн. грн./9,5 млн. грн. Дивиденды государству: -. Совокупный долг: 5,2 млрд. грн.
У оператора спутниковых телекоммуникационных систем Украины “Укркосмос” до сих пор нет собственного телеком-спутника. Первым отечественным сателлитом этого класса должен стать спутник “Лыбидь”, запуск которого планировался еще в 2011 г.
Накладки с финансированием и увеличение проектной мощности привели к нескольким переносам даты выхода “Лыбидя” на орбиту. “В 2014 г. в реализацию этого проекта вмешалась политическая ситуация – спутник уже давно готов, лежит на складах России. Осталась только проблема, как его оттуда забрать и запустить”, – поясняет Эдуард Кузнецов, советник председателя Государственного космического агентства Украины.
Тем не менее, разрешения ситуации эксперт ожидает уже в августе-сентябре. По его мнению, помочь в этом должно участие в проекте Macdonald, Dettwiler and Associates, известного канадского производителя космического оборудования. Благодаря привлечению этой компании в 2009 г. Канадское экспортное агентство выдало “Укркосмосу” кредит на $292 млн. под государственные гарантии сроком на 10 лет.
Запуск “Лыбидя” должен сделать из “Укркосмоса” прибыльное предприятие уже в нынешнем году. По словам Кузнецова, украинские телеканалы тратят около $20 млн. в год на аренду транспондеров чужих спутников. Как уточняет Минэкономики, “Укркосмос” намерен предоставлять услуги и зарубежным оператором кабельных сетей.
ГП “Производственное объединение «Южный машиностроительный завод” им. А. Макарова». Чистый доход: 617 млн. грн. Прибыль (убыток) в 2014 г.: -1,2 млрд. грн. Поступления из бюджета/в бюджет: 182 млн. грн./135 млн. грн. Дивиденды государству: -. Совокупный долг: 5,3 млрд. грн.
“Южмаш” – крупнейший ракетостроительный завод Украины – стал едва ли не главной жертвой разрыва военной кооперации с Российской Федерацией. В 2014 г. объемы производства ракетно-космической техники по российским заказам сократились в 17 раз. Свернулись, в том числе, поставки северному соседу ракет-носителей “Зенит”, до этого позволявших предприятию генерировать 80% прибыли. К началу минувшей зимы “Южмаш” остался без единого заказа.
Прошлый год завод закончил в статусе крупнейшего должника по зарплатам в госсекторе – к тому времени обязательства “Южмаша” перед 8700 сотрудниками достигли 65 млн. грн. Рассчитаться с ними удалось лишь в апреле, благодаря новым контрактам.
“Южмаш” стал частью госпрограммы по импортозамещению, в рамках которой было заключено соглашение о сотрудничестве с НАЭК “Энергоатом” до 2020 г. Договор предусматривает разработку, производство и модернизацию оборудования для АЭС. Тем не менее, на предприятии заявляют, что без крупных гособоронзаказов не обойтись. Обеспечить “Южмаш” соответствующими контрактами президент Петр Порошенко обещал еще в октябре 2014 г. По состоянию на середину мая “Южмаш” так и не получил ни одного коммерческого предложения.
ГП «Международный аэропорт «Борисполь». Чистый доход: 1,57 млрд. грн. Прибыль (убыток) в 2014 г.: -126,8 млн. грн. Поступления из бюджета/в бюджет: 265,6 млн. грн./231,5 млн. грн. Дивиденды государству: 9,2 млн. грн. Совокупный долг: 4,3 млрд. грн.
Международный аэропорт “Борисполь” – главные воздушные ворота страны. Аэропорт имеет две взлетно-посадочных полосы. На его территории находятся четыре пассажирских терминала и грузовой комплекс. Предприятие обеспечивает свыше 65% авиационных пассажирских перевозок Украины. Воздушная гавань по итогам прошлого года заняла 62-е место в списке самых загруженных аэропортов Европы. В 2014 г. пассажиропоток аэропорта сократился на 13%, до 6,8 млн человек.
Главными и, по сути, системными проблемами на предприятии в Министерстве инфраструктуры называют отсутствие четкой стратегии развития, неэффективность строительства и закупок, завышенные расходы, формальность контроля качества служб, отсутствие гибкости в конкурентной борьбе.
Аэропорт имеет опасный уровень кредитной загруженности в валюте, что приводит к начислению курсовых убытков вследствие девальвации гривни. При этом менеджмент не обращал внимания на неавиационные доходы, за счет которых зарабатывают и функционируют большинство аэропортов во всем мире. Именно в развитии этого непрофильного направления в краткосрочной перспективе авиавласти страны видят путь к преодолению части системных проблем “Борисполя”. По словам первого заместителя министра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, аэропорту необходимо активизировать развитие торговли, сферы питания, дополнительных услуг – паркинг, такси, реклама.
Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский не исключает, что к управлению главными воздушными воротами страны могут привлечь международного инвестора. (Forbes-Украина/Машиностроение Украины и мира)