Ежегодное повышение тарифов на фиксированную связь, которое планировалось с 1 октября, не состоялось. Как утверждают источники, чиновники больше не хотят “вытягивать” из убытков “Укртелеком” и его собственника Рината Ахметова. Впрочем, в компании надеются, что, в конце концов, государство пойдет им навстречу.
С 1 октября тарифы на фиксированную телефонию в Украине должны были вырасти на 17,5%. Соответствующее решение Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) приняла еще 2 сентября. По закону регулятор не может устанавливать розничные тарифы операторов. Но он может зафиксировать максимально допустимый тариф для социально важных, а значит, общедоступных, телекоммуникационных услуг. Именно такой услугой является фиксированная телефония.
Ежегодно, начиная с 2012 г., регулятор повышал предельные тарифы на пользование домашним телефоном по просьбе участников рынка. В частности – крупнейшего оператора “Укртелеком”, который жаловался на инфляцию, рост себестоимости услуг и кражи кабеля.
При этом ежегодно “Укртелеком” теряет абонентов. Следуя общемировой тенденции, они отказываются от стационарных телефонов в пользу мобильной и IP-телефонии. Если в 2006 г. компания обслуживала 10,1 млн. телефонных линий, то к началу 2015 г. – уже 7,9 млн. Только с января по июнь компания потеряла 7,5% дохода от фиксированной связи. “В целом рынок фиксированной телефонии переживает не лучшие времена”, – констатируют в пресс-службе оператора. Во многом благодаря повышению предельных тарифов, убыточный “Укртелеком” в последние годы смог выйти на прибыль.
Из крупных операторов услуги фиксированной телефонии в Украине также оказывают “Датагруп” и телекоммуникационная группа Vega. Последняя, как и “Укртелеком”, принадлежит группе СКМ Рината Ахметова.
Последнее решение НКРСИ о повышении тарифов не вступило в силу, и даже не было опубликовано. Как рассказал источник в ведомстве, документ “застрял” на согласовании в Министерстве юстиции Украины.
Получить официальный комментарий представителей Минюста пока не удалось. Неофициально источники сообщили, что государство “больше не хочет развивать компанию Ахметова”, для которой фиксированная телефония остается основным источником заработка.
В свою очередь представители “Укртелекома” утверждают, что изменения в тарифах оправданы, и надеются, что государство все-таки пойдет навстречу компании. “Надеемся, что предельные тарифы будут отвечать сегодняшним экономическим реалиям и в определенной степени покрывать затраты на обеспечение услугами фиксированной телефонии миллионов абонентов. Это необходимо для выживания оператора”, – сказано в сообщении пресс-службы. В противном случае оператор может снова оказаться в убытках.
В компании говорят, что попытаются сохранить доходы с помощью маркетинговых решений, направленных на удержание абонентов. Некоторые из них уже работают – например, с мая в тарифные планы включается 500 нетарифицированных минут. “Надеемся, что такие меры приведут к предотвращению оттока абонентов, и, соответственно, положительно скажутся на доходах компании”, – сказано в сообщении “Укртелекома”.
Компания также попытается реализовывать ряд проектов по управлению эффективностью, экономии расходов, в частности, на электроэнергию.
Кроме того, чтобы не остаться в убытках, ей придется искать другие источники дохода, помимо фиксированной телефонии. В сообщении “Укртелекома” отмечено, что упор будет сделан на доходные услуги, такие как фиксированный Интернет (ШПД) и интерактивное ТВ.
Услуга интерактивного ТВ относительно новая. Она появилась только в прошлом году и предоставляется на базе видео-сервиса Oll.tv (принадлежит компании “Диджитал Скринз”, которая также входит в СКМ). Доля услуги в структуре доходов “Укртелекома” пока незначительная.
А вот фиксированный интернет – второй после телефонии источник заработка для “Укртелекома”. Аудитория услуги, как и доходы от ее предоставления, растут, но очень медленно. В 2014 г. абонбаза увеличилась всего на 1% до 1,6 млн. абонентов, а доходы – на 5% до 1,2 млрд. грн. (rbc.ua/Машиностроение Украины и мира)