Верховная Рада приняла закон об отмене ввозных пошлин на электромобили. За соответствующую инициативу проголосовало 233 депутата. По прогнозам Минэкономразвития, это поспособствует снижению стоимости электрокаров в Украине в среднем на 28%, как следствие – их популяризации в стране.
Знаете ли вы, что стоимость секционных гаражных ворот (https://express-vorota.com.ua/vorota-sektsionnye) уже практически сравнялась со стоимостью традиционных распашных ? А вот преимуществ у секционных ворот куда больше, чем у распашных. Они не занимают много места, потому что находятся под потолком гаража. В них можно смонтировать дверь или окно. Они эстетичны, удобны в использовании и современны.
Инициатива временного освобождения – до 1 января 2020 г. – от налогообложения НДС вводящихся электромобилей (законопроект №1912) так и не нашла поддержки у парламентариев.
Forbes узнал у основателя и собственника одного из лидеров автомобильного рынка – “ВиДи Груп” – Виталия Джуринского, насколько этот закон улучшит продажи и снизит цены “зеленых” авто, которые с каждым днем набирают все большую популярность, и почему в Украине их так мало. Джуринский не скрывает: компания кровно заинтересована в отмене пошлин, к тому же была одной из тех, кто всячески пропагандировал и приветствовал такого рода законодательные инициативы.
“Безусловно, новый закон – прогрессивный, и мы движемся в правильном направлении, но наивно ожидать сразу такого же эффекта, как в Европе. И это точно не за счет ментальности и неготовности украинцев к инновациям, а потому что нужны еще и дополнительные шаги – такие как отмена НДС. Но этот вопрос лежит не в плоскости, любим мы электромобили или нет, а в плоскости возможностей государства.
Сейчас мы боремся за налоговую реформу, которая принесет в бюджет “дыру” в 64 млрд. грн. Давайте еще сделаем “дыру” за счет электромобилей. Это я к тому, что эффект от внедрения льгот – инертный: сегодня дал льготу, а компенсируешь ты ее только спустя год. 99% из 100% ответили бы на этот вопрос по принципу “черное – белое”, но у любого явления есть как “плюс”, так и “минус”.
В Украине электрокаров не так много вовсе не потому, что за рубежом понимают их значение, а у нас – не понимают. Причина высокой популярности электрокаров в мире кроется в том, что на уровне государств в США, Европе и Китае есть поддержка продаж электромобилей. И разница в цене между одним и тем же электромобилем в Украине и в Европе составляет около 35% именно за счет применения государственных дотаций, налоговых и прочих льгот.
У нас же законодатель пошел на то, что отменил ввозную пошлину 8%, с января не будет взиматься и дополнительная пошлина на импортные товары – так называемый импортный сбор в 5%. Но за счет того, что с размера пошлины не будет браться НДС, суммарный эффект – в 15,6%, а не в 28%. Тогда правильно сказать не то, что ввели льготы на 8+5%, а то, что эффект от принятых решений позволит получить будущим владельцам электромобилей экономию в 15,6%.
Украина – страна, которая закупает на внешнем рынке нефть и нефтепродукты, а продает электроэнергию. Абсолютно очевидно, что есть перекосы во внутреннем потреблении электроэнергии, к примеру, в ночное время. Отсюда – развитие продаж электромобилей и постепенное вытеснение ими автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. И это самый идеальный вариант – на пути к уменьшению зависимости от экспорта нефтепродуктов с одновременным потреблением избытка производимой в стране электроэнергии. А также экологический фактор, что особо актуально для крупных городов, поэтому процесс неизбежен. Однако предусмотренных законом мер мало, надо еще отменять и НДС. Разница уже есть, но поддержка государства в развитии продаж электромобилей еще не так ощутима в Украине, как в той же Европе.
Сегодня существует два ключевых электромобиля: Tesla – игрок премиум-сегмента, и Nissan Leaf – массовый сегмент. Будущее электромобилей, конечно, больше за массовым сегментом. Для людей, предпочитающих машины премиум-класса, и далее будут присущи некие ассоциативные связи со словом “автомобиль”: двигатель под капотом с пятью сотнями лошадиных сил, его “урчание” и “рев”, легкий запах топлива и так далее. Отказаться от этих атрибутов резко и сразу будет сложно всем, и по мере распространения электрокаров в массовом сегменте автомобили с двигателями внутреннего сгорания полностью вытеснены не будут. В конце концов, в премиум-сегменте они точно останутся как представители классики автомобилестроения. Это будет как с гаджетами: iPhone сразу был гиперинновационным, но прошло не так много лет, и подобные ему устройства уже в руках почти у каждого, их можно купить в той же Индии или Китае за $20.
Главная и единственная причина небольшого количества электромобилей в Украине – это цена, которая здесь на 35% выше, чем в Европе. Для сравнения, цена электрокара с “одноклассником” на двигателе внутреннего сгорания на нашем рынке выше на 45-50%. Причина такой ситуации – любые инновации стоят денег. Это извечная форма: любое изобретение на своем стартапе стоит дорого, и чтобы оно стоило дешевле – должно быть массовое производство, а для этого необходима господдержка.
Наглядный пример по электромобилям – Норвегия. Благодаря простым изменениям в законодательстве, в течение нескольких лет она заняла первое место в мире по количеству электрокаров на душу населения. В стране с населением 5 млн. человек сегодня уже более 32000 электрокаров. Среди таких мер – компенсация при покупке электромобиля – до 9000 евро; преференции по дорожному налогу – до 100%; преференции по регистрации электромобиля – до 7000 евро; отсутствие платы за парковку в центре города; отсутствие платы за проезд по платным дорогам; право ездить по полосе для общественного транспорта; преференции или освобождение от платы за въезд в центр города.
Если говорить об опыте других стран, то, например, сумма компенсации за приобретение электромобиля в США – $7500; во Франции – 7000 евро; в Эстонии – до 50%, но не более 18000 евро; в Китае: по легковым авто – $10000 (до $18000 в Пекине), по автобусам – $82000.
Конечно, если мы говорим об Украине на данном этапе – государстве, которое де-факто находится в состоянии войны, а также при нашем уровне пенсий и других социальных выплат, – думаю, говорить о каких-то целевых выплатах на приобретение электромобилей – просто аморально. Но даже снижение в цене на 15,6% – это для нашего государства в таких условиях уже серьезное достижение. Хотя и недостаточное, чтобы сравниться с другими странами.
Категорически нельзя говорить, что украинцы ментально не готовы воспринимать электромобили. Я как автомобилист время от времени слышу о том, что украинцы по сравнению с Европой “другие”. Якобы, наши соотечественники любят “японцев” (автомобили японского производства), не любят “французов”, любят такую, не любят этакую машину. Подобные высказывания, как правило, принадлежат тем людям, которые плохо организовали тот или иной процесс в автомобильном бизнесе: дистрибуцию, розничные продажи, продвижение, сервис и так далее. По моему мнению, это попытка скрыться “за ширмой” от последствий собственной безответственности. На самом деле украинцы как люди по ментальности ничем не отличаются от европейцев, и мы также любим инновации и красивые вещи.
Приведу такой пример: кто-то изобрел литий-ионную батарею и говорит, что его изобретение на старте стоит какое-то количество миллионов долларов, и эта стоимость, конечно же, должна быть включена в стоимость готового изделия. И эта батарея окупится, когда будет выпущено несколько миллионов изделий с такой батареей.
Так было и с гибридными установками. В 2009 г. в Украине в официальной дилерской сети появились первые автомобили Lexus RX с гибридной установкой. Был период, когда разница между гибридным и обычным автомобилем составляла около $15000, а, например, разница между Toyota Corolla и Toyota Prius – $8-10 тыс. И вдруг в 2014 г. осенью появляется модель NX гибрид, которая на нашем рынке на $5-6 тыс. дешевле бензиновой версии.
Вот это – та революция, которая прошла незамеченной на авторынке: фактически, наступила эпоха гибридных двигателей. Эффект от внедрения такой новой технологии положителен: и расход меньше, и цена ниже. Это наглядный пример того, как снизилась цена гибридных авто за счет массового производства. Это издержки экономики производства, сугубо технико-экономический вопрос”. (forbes.net.ua/Машиностроение Украины и мира)