Самолет Ан-132D представили на салоне Ле-Бурже во вторник украинское госпредприятие “Антонов” и саудовские KACST и Taqnia Aeronautics (“дочка” госкомпании Taqnia, инвестирующей в технологичные отрасли).
От созданного в 1955 г. самолета остались только кросс-секция фюзеляжа, доказавшая высокую эффективность в военных операциях, и грузовой трап, все остальное разработано с нуля, рассказал вице-президент “Антонова” Александр Лось. Самолет получил турбореактивные двигатели Pratt & Whitney-150, авионику Honeywell. Топливная эффективность Ан-132D на 10-20% выше, чем у Ан-132, грузоподъемность выросла с 6,4 до 9,2 т, говорит директор программы Александр Хохлов. “Антонов” и Taqnia Aeronautics в феврале 2015 г. подписали соглашение об организации в Саудовской Аравии производства. Первый экземпляр Ан-132D собирался в Украине.
В СП, которое будет собирать самолет в дальнейшем, “Антонов” и две саудовские компании получат по 50%, рассказал гендиректор Taqnia Aeronautics Али Альгамди. В 2020-2022 гг. в Саудовской Аравии будет запущена вторая после украинской сборочная линия, также в стране будут производиться композитные детали (их доля достигнет 20%), добавил он. Сумма инвестиций не раскрывается.
Самолет будет стоить около $30 млн., за 10-15 лет планируется выпустить около 300 штук, продолжает Альгамди. Самолет будет востребован ВВС и ВМС, нефтегазовыми компаниями, к нему проявляют интерес в Саудовской Аравии и других арабских странах, уверен он. Он очень дешев в эксплуатации, стоимость летного часа – $2000-3000, а у аналогов – свыше $10000, добавил он. Производство около 30 самолетов в год может обеспечить “Антонову” стабильные поступления в виде роялти и в дальнейшем доходов от поддержания летной годности, говорит руководитель агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев.
Саудовская Аравия по программе снижения зависимости от нефти инвестирует в том числе в авиастроение, подписано соглашение с Lockheed Martin о сборке 150 военных вертолетов Blackhawk и Китаем о сборке дронов серии СН, сообщает Альгамди. С “Антоновым”, по его словам, обсуждаются и другие проекты.
При сохранении саудовского финансирования Ан-132D может найти спрос и поддержать сохранение потенциала “Антонова”, но конкуренции европейским военно-транспортным самолетам того же класса он не составит, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. (Укррудпром/Машиностроение Украины и мира)