Машиностроение Украины и мира

Украина: судостроители требуют создания экспортно-кредитного агентства и развития речного транспорта, – анализ

Страхование и гарантирование экспортных контрактов и частичная компенсация процентных ставок через экспортно-кредитное агентство, налоговые стимулы для производителей и снятие налогов с промышленных инвестиций, развитие внутреннего спроса за счет повышения привлекательности перевозок рекой – все это поможет возродить украинское судостроение.

К такому мнению пришли народные депутаты Украины, производители и представители отраслевых ассоциаций по результатам проведенного под эгидой Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства парламентского круглого стола “Развитие судостроения в Украине”.

По словам председателя Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктора Галасюка, на данный момент усилиями парламентского промышленного лобби удалось внедрить ряд инициатив в пользу украинской промышленности и, в частности, судостроения. Уже намечена дорожная карта дальнейших шагов.

В частности, в ближайшие месяцы должно заработать экспортно-кредитное агентство (ЭКА). “Это дешевые кредиты, необходимое финансирование для производителей, а, следовательно, возможность выигрывать тендеры за рубежом”, – прокомментировал нардеп.

Кроме того, уже действует заморозка индексации земельного налога. “Правительство планировало сделать индексацию в размере 15%, но мы с Олегом Ляшко во время бюджетного процесса провели поправку, которой ограничили индексацию до 6% – это тот компромисс, которого удалось достичь, чтобы не дать уничтожить производственный потенциал Украины”, – отметил В. Галасюк.

По его словам, на следующей сессионной неделе в парламент будет внесен законопроект о новой формуле госзакупок “Покупай украинское – плати украинцам”. “Украинские производители будут законно выигрывать тендеры – для того, чтобы мы покупали продукцию собственного, а не импортного производства. Новая модель госзакупок будет полностью соответствовать условиям Соглашения ВТО и усилит украинскую промышленность”, – отметил нардеп.

На днях также будет зарегистрирован законопроект о таможенной либерализации в интересах украинских производителей – экспортеров, предусматривающий отмену обязательной продажи валютной выручки экспортеров. Кроме того, запланировано внедрение ряда налоговых стимулов, которые будут касаться, в том числе судостроительной отрасли.

Среди проблем, требующих решения, В. Галасюк наряду с прочим назвал неразвитый внутренний речной транспорт. “Сегодня нужно сделать “зеленый свет” для украинской реки, чтобы создать спрос на продукцию судостроения”, – подчеркнул парламентарий.

Как заявил член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений Андрей Вадатурский, у государства как не было, так и нет стратегии развития внутренних водных путей, зато для судостроения крайне критично сначала восстановить спрос, а после этого уже помогать строить. “Сейчас, если отгружаешь товар рекой – платишь акцизный сбор на топливо. Сегодня река финансирует автомобильные дороги – такого нет нигде в мире”, – пояснил парламентарий.

По словам генерального директора ООО “Смарт Мэритайм Групп” Василия Федина, на возглавляемом им производстве, включающем Херсонский и Черноморский судостроительные заводы, к 2013 году за 10 лет построили более 40 полнокомплектных судов. Однако, с 2014 г. объемы производства упали со $100 млн. в год до примерно $15 млн. “Тем не менее, продолжаем строить”, – констатировал он.

По мнению производителя, проблема плохих дорог в Украине – это проявление не загруженности рек.

Среди причин потери Украиной значительной части экспорта, в том числе продукции судостроения, В. Федин выделил две основные – страх иностранных заказчиков осуществлять заказ судов в Украине и тот факт, что при самой низкой заработной плате в Европе, себестоимость судостроения в Украине выходит намного выше, чем в Европе, и выше, чем в Азии.

“Стоимость танкера $40 млн. – беру эти деньги в кредит, например, под 12%. Металл и оборудование необходимо приобрести сразу. За 2 года строительства приходится уплатить $8 млн. банку. Норвежская же компания получает кредит в 3% от экспортно-кредитного агентства и платит $250 тыс. за время строительства. В результате тендер получают норвежцы”, – объяснил производитель.

Кроме того, по его словам, абсурдной выглядит и ситуация по ввозу оборудования: “Сегодня, чтобы ввезти в Украину оборудование для судов, которые потом будут экспортироваться, мы должны оплатить пошлину – в средне в 8%, в то время как европейцы, конечно, пошлины не платят”.

Учитывая площади, которые занимают производства, для судостроителей критическим является получение льгот по аренде земли. “Местная власть постоянно пытается повысить стоимость аренды – если так, то мы должны будем уплатить 48 млн. грн. при объемах производства 300-400 млн., при этом мы заплатили 74 млн. других налогов и сборов. Ни один бизнес не выдержит 50% налоговой нагрузки, а тем более, такой как судостроение”, – рассказал В. Федин.

Промышленник также назвал тендеры Мининфраструктуры априори провальными для украинских судостроителей, ведь в большинстве случаев они имеют условие оплаты “после выполнения заказа”. “То есть украинская верфь должна взять кредит в $20 млн. Какой банк в Украине дает такие кредиты? Лимиты сейчас $3-5 млн. Мы с самого начала отдаем заказ иностранцам. Если бы были поэтапные платежи – наше предложение было бы на $2-4 млн. выгоднее нидерландского! В нынешней ситуации мы деньгами украинских налогоплательщиков поддерживаем экономику Нидерландов”, – убежден глава предприятия. (uaprom.info/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version