ГП “Южный машиностроительный завод им. Макарова” (ЮМЗ, Днепр) готовит на 2018 г. расширение кооперации с американской Orbital ATK Inc. по программе ракеты-носителя среднего класса Antares, задействованной в выполнении контракта NASA по обеспечению коммерческих услуг (CRS) Международной космической станции (МКС).
По информации представителя ЮМЗ, в 2018 г. предприятие ожидает получение нового, дополнительного заказа американской стороны на поставку в США основной конструкции первой ступени для ракеты-носителя Antares.
“На сегодняшний день сотрудничество по программе обеспечивается “Южмашем” в рамках заключенного с американской компанией в 2008 г. контракта на поставку 14 основных блоков первой ступени ракеты-носителя Antares. На сегодня 10 из них уже отгружены заказчику, поставка еще четырех изделий запланирована на 2018 г.”, – сообщил собеседник.
“Учитывая, что годовая потребность в Antares до 2025 г., по данным американцев, составляет два пуска в год, сегодня мы отрабатываем с нашими партнерами планы по оформлению дополнительного заказа на поставку в рамках программы еще 12 основных конструкций первой ступени сверх действующего контракта”, – отметил представитель “Южмаша”. По его словам, “согласно договоренности, заключение нового контракта с Orbital OTK планируется в 2018 г.”.
В 2008 г. ГКБ “Южное” и ПО “Южмаш” подписали долгосрочный, сроком до 2019 г., контракт с американской Orbital Science Corp. на разработку и изготовление первой ступени РН Antares для доставки грузов на МКС. Изготовление грузовика Cygnus, который обеспечивает доставку грузов к МКС при помощи ракеты-носителя Antares, обеспечила европейская Thales Alenia Space. После аварии ракеты-носителя Antares в октябре 2014 г. Orbital приняла решение о замене ракетного двигателя AJ-26, являющегося модификацией закупленного США в РФ советского НК-33 на РД-181 российского НПО “Энергомаш” (модификация РД-180-ИФ).
С 2013 г. по программе обеспечено семь пусков ракет-носителей Antares к МКС, седьмой пуск осуществлен со Среднеатлантического регионального космодрома на о. Уоллопс (США) в ноябре 2017 г. До конца 2018 г. планируется пять пусков, в 2019-2024 гг. – еще шесть.
США в связи с введенными в 2014 г. Конгрессом ограничениями на ВТС с РФ ввиду аннексии Крыма до 2019 г. планируют полностью отказаться от российских двигателей РД-180, которыми оснащены ракеты-носители Atlas 5 американской United Launch Allianсе (ULA). Поставки РД-181, которыми оснащаются новые ракеты-носители Antares для МКС, ограничены гражданской сферой. В объявленном в июне 2015 г. ВВС США конкурсе по разработке двигателей взамен российских РД-180, приняло участие украинское ГКБ “Южное” (Днепр) со своим новым жидкостным РД-815. В настоящее время Украина и США продолжают переговоры о сотрудничестве в области ракетного двигателестроения.
В феврале 2015 г. Orbital Sciences Corp. в рамках слияния с американской Aerospace & Defence Groups Alliant Techsystems Inc. вошла в объединенную Orbital ATK.
ЮМЗ осуществляет отправку грузов ракетной техники в США через порты Николаевского региона. В частности, по информации Государственного космического агентства Украины, в ноябре 2016 г. две конструкции первой ступени были “отгружены с завода в Николаевский порт для отправки к месту старта”. Приемка изделий заказчиком состоялась в порту шт. Делавэр. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)