Проанализировав рыночное положение “Запорожского автозавода” по итогам 2017 г. и сложившуюся конкурентную среду, в Auto-Consulting прогнозируют неминуемое банкротство предприятия. Притом, на этот раз речь идет не о простой остановке производства, а завод может закрыться навсегда.
К такому выводу пришли на основе анализа показателей продаж и производства на заводе. Спад производства на ЗАЗе начался еще в 2009 г., когда в Запорожье сократили объемы выпуска автомобилей с 257607 шт. в 2008 г. до 46176 штук. Брэнд “ЗАЗ” в этот период был №3 на украинском рынке и занимал около 5,8% всех продаж. Такой спад объемов производства произошел в следствие падения продаж на украинском рынке, вызванного финансовым кризисом 2008 г. и вступлением Украины в ВТО с резким понижением ввозных пошлин в середине года.
Следующим ударом по ЗАЗу стала девальвация гривны 2014-2015 гг. и 4-кратное падение продаж на украинском авторынке. ЗАЗ за 2014 г. и 2015 г. выпустил 13127 и 3937 автомобилей соответственно, что для предприятия мощностью 150000 авто в год, уже было равносильно многомиллионным убыткам. Положение брэнда “ЗАЗ” на украинском рынке также стало критическим. По итогам 2014 г. ЗАЗ смог реализовать в Украине 7,5 тыс. авто, а в 2015-м м вовсе 2,9 тыс. штук.
Поставки на экспорт, которые могли бы как-то спасти ситуацию, также оказались заблокированными. ЗАЗ держало на плаву только постоянное субсидирование со стороны управляющей компании “УкрАвто”, где еще надеялись, что ситуация на рынке скоро восстановится.
Но следующие два года опять не принесли позитива. В 2016 г. ЗАЗ выпускает рекордно низкое количество автомобилей – всего 526 штук, а в 2017 г. с конвейера сошло хоть и немного больше автомобилей – 1674 единицы, но это по-прежнему лишь около 1% его проектной мощности. Оказавшись зажатым только на внутреннем рынке, ЗАЗ начал испытывать проблемы со сбытом автомобилей даже в Украине.
Неконтролируемый поток авто на “еврономерах”, а также либерализация импорта подержанных авто по льготным акцизам, резко понизили привлекательность “ЗАЗ Lanos” и “ЗАЗ Sens”. Как следствие, в 2016 г. ЗАЗу удалось продать в Украине 2,7 тыс. шт., а в 2017-м и вовсе 1,7 тыс. автомобилей.
Резюмируя все вышесказанное, в Auto-Consulting полагают, что банкротство ЗАЗа – неизбежно и это уже вопрос самого ближайшего времени. Уже нет смысла искать ответы на вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?”. Есть законы экономики и надо осознавать, что завод уже 9 лет пребывает в глубочайшем кризисе и надежд на улучшение даже не предвидится. Это – финал. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)