Как уже сообщал Auto-Consulting, по итогам июня дилерам удалось реализовать лишь 6193 новых автомобиля, что почти на 5% меньше, чем в мае и на 9,3% меньше, чем годом ранее. Таким образом, украинский первичный авторынок продолжает падать. Причины этого падения объяснили ведущие операторы рынка.
Конечно, нельзя исключать традиционный летний спад активности на рынке. Но дело в том, что спад этот продолжается уже не один месяц. В чем же его главная причина? Для операторов рынка она однозначна.
Как сообщила генеральный директор компании “Еврокар” Марина Яковлева, снижение темпов роста рынка, по сравнению с прошлым годом наблюдается уже на протяжении последних нескольких месяцев. Причины очевидны, и об этом говорят все операторы рынка и эксперты. А именно – это бесконтрольный ввоз автомобилей на еврономерах, причем, разных ценовых категорий. Включая “премиум”-сегмент, что абсолютно дискредитирует идею доступности дешевых автомобилей. Еще одна причина – рост официального импорта б/у автомобилей по сниженным акцизам. Так, за 6 месяцев текущего года объем первичных регистраций подержанных автомобилей вырос на 78,91% и составил 42690 шт., в то время как новых автомобилей было подано 38408 единиц.
По информации, которую сообщили в пресс-службе Корпорации “УкрАвто”, в мае рост рынка новых легковых автомобилей составил 4% (к маю 2017 г.), а уже в июне отмечено падение на 5%, по сравнению с июнем прошлого года. В результате, по итогам 6 мес. 2018 г. рост рынка составил всего 7%, хотя за 6 мес. 2017 г. наблюдался рост на 36%. Таким образом, несмотря на поступательный рост экономики в 1 квартале 2018 г. (рост ВВП на 3,1%, промпроизводство – на 2,6%, товарооборот – на 7%), в первом полугодии наблюдается стагнация на рынке новых легковых автомобилей.
Замедление темпов продаж новых автомобилей в какой-то степени объясняется отложенным спросом из-за бесконтрольного массового ввоза б/у автомобилей на европейской регистрации. А также – анонсирования в СМИ различных законопроектов относительно либерализации условий ввоза на территорию Украины подержанных автомобилей, в том числе о снижении ставок акцизного налога, что означает снижение стоимости импортных автомобилей (законопроекты №8487 и №8488). Так как решение проблемы с легализацией автомобилей на еврономерах постоянно откладывается, то сезонного весеннего роста продаж новых автомобилей не наблюдалось, и стагнация на автомобильном рынке сохраняется уже шестой месяц.
В ближайшее время из-за выжидательной позиции вероятных покупателей, месячные результаты продаж останутся на текущем уровне, считают в пресс-службе. В связи с данными факторами рынок новых легковых автомобилей в 2018 г. может остаться на уровне 2017 г. (80 тыс. шт.).
Кто основные конкуренты, которые сдерживают продажи новых автомобилей, понятно и так. И здесь импортеры и дилеры единодушны.
Марина Яковлева уверена, что наибольшую конкуренцию рынку новых автомобилей, безусловно, оказывают подержанные автомобили, как официально, так и нелегально ввозимые в Украину.
В пресс-службе Корпорации “УкрАвто” также считают, что значительную конкуренцию рынку новых автомобилей составляет импорт подержанных авто по заниженным ставкам. По их данным, за 6 мес. 2018 г. ввоз легковых б/у авто вырос на 83% и в феврале-марте, мае-июне уже превзошел рынок новых автомобилей. Во втором полугодии рост рынка б/у авто может еще увеличиться, так как сниженные ставки согласно закону №3251 действуют до 31.12.2018 г.
Акция протеста “евробляхеров” закончилась полной победой. Верховная Рада проголосовала автомобильные законы в первом чтении
Кроме того, может снизиться покупательная способность населения из-за анонсированного роста тарифов на газ и прочие коммунальные платежи, что также скажется на отказе населения от покупок товаров длительного пользования.
Как сообщил директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик, к сожалению, озвученный им ранее сценарий дальнейшей стагнации рынка сбывается. И факторы, которые ограничивают рост рынка новых авто также не поменялись. В частности, это:
– высокие объемы легального и нелегального б/у импорта (“евробляхи”);
– негативные тенденции в макроэкономике и покупательских настроениях;
– скромные объемы автокредитования;
– массовый выезд на заработки за пределы Украины экономически активного населения;
К сожалению, по мнению Сергея Боровика, ситуация в ближайшие месяцы вряд ли изменится. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)