7 учебно-боевых самолетов L-39ZA военно-воздушных сил Болгарии ремонтирует Одесский авиационный завод. Работы предприятию заказала частная компания Jotov&Son, которая выиграла объявленный болгарским министерством обороны тендер на ремонт и дальнейшее обслуживание крылатых машин.
Как пишет “Думская”, в поисках подрядчика болгары выбирали из нескольких фирм. Соперником Jotov&Son был непосредственный производитель L-39 – чешское предприятие Aero Vodochody.
Первоначально чехи потребовали за свои услуги больше 16 млн. евро, потом согласились сделать эту работу за 10 млн. евро, однако Jotov&Son демпингнул – заручившись поддержкой одесситов, предложил 8,61 млн. евро – и выиграл.
Основная трудность для чешского производителя заключается в том, что на самолетах стоит двигатель АИ-25ТЛ украинского госпредприятия “Ивченко-Прогресс”. У Aero Vodochody нет ни лицензии, ни технологии для его ремонта, одесситы же освоили полный цикл ремонта и модернизации L-39. Частная компания “Йотов и сын” – достаточно сильный игрок на мировом рынке вооружений. Она предоставляет свои самолеты для обучения летчикам болгарских ВВС, а также занимается их ремонтом и обслуживанием.
L-39ZA является ударной модификацией учебно-боевого L-39C. Основное отличие ZA от С состоит в двухствольной 23-мм пушке ГШ-2-23, установленной в носовой части фюзеляжа под кабиной и закрытой обтекателем. В связи с этим вся компоновка передней части самолета претерпела серьезные изменения.
Одесский авиазавод уже более 20 лет ремонтирует и модернизирует самолеты для Воздушных сил Украины. Все L-39М1 и L-39М ВСУ модернизированы заводчанами из базовой модификации L-39С. Завод является старейшим украинским авиапредприятием, созданном в 1911 г. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)