У нас стабилизация и рост отечественного авторынка предполагают расширение дилерских сетей. А в странах ЕС наблюдается обратная картина: здесь количество автомобильных дилеров сокращается, хотя объемы продаж больше, чем у нас. Auto-Consulting выяснил, с чем связана подобная тенденция.
Многие отечественные автотрейдеры готовятся к дальнейшему росту продаж в 2020 г., и уже расширяют или планируют расширять свои дилерские сети. И это выглядит логично. В странах ЕС тоже рассчитывают на то, что в 2020-м продажи новых автомобилей будут расти. Причем, реальные объемы (в штуках) этого роста намного больше, чем в Украине. Но при этом, в ЕС наблюдается тенденция сокращения, а то и сворачивания дилерских сетей.
Международная организация, которая проводит исследования в сфере автомобильной дистрибуции и развития дилерских сетей – ICDP, опубликовала масштабное исследование, в котором делает выводы, что европейские дилерские сети должны сокращаться. Причем, сокращаться более быстрыми темпами, чем это происходит сейчас. Основная причина – изменяющееся поведение потенциальных покупателей автомобилей и рост онлайн продаж.
Европейская исследовательская программа ICDP была запущена более 25 лет назад с основной целью: определить более эффективный способ распределения автомобилей, чем модель, существующая в течение столетия и в настоящее время. Эта модель выживает, несмотря на напряженность, которая часто существует между производителями автомобилей (ОЕМ) и дилерами, а также между дилерами и их клиентами.
По данным ICDP, количество дилерских точек за 10 лет – с 2009 г. по 2019 г. сократилось на 16% до 52000 по всей Европе. В то же время, сокращение числа дилеров привело к рекордному росту продаж на одного дилера на всех европейских рынках, по сравнению с 2018 годом.
Тем не менее, аналитики ICDP считают, что для должной адаптации к существующим условиям, дилерские сети сокращаются слишком медленно. Почему? По мнению управляющего директора ICDP Стива Янга, оставшиеся дилеры должны быть настолько прибыльными, чтобы иметь возможность помочь дилерским группам и автопроизводителям инвестировать в онлайн-продажи.
Изменение поведения клиентов ведет к изменению того, как продаются автомобили. “Клиентам не нужно, чтобы точки продаж были такими плотными, как сегодня, и почти все хотят делать хотя бы часть покупок в Интернете”, – считает Янг.
По данным ICDP, из 5 крупнейших европейских рынков – Германии, Великобритании, Франции, Испании и Италии, Германия имеет самые низкие продажи на одного дилера.
В то же время в Великобритании средний показатель продаж на одного дилера составил в среднем почти вдвое больше. Причина такого положения на поверхности. Это – переход Opel/Vauxhall под крыло PSA. С 2009 по 2019 годы количество дилеров Opel/Vauxhall сократилось на 27%. А группа PSA в Европе превратила дилерскую сеть этих брэндов в PSA Retail.
При этом, сокращение количества крупных торговых точек в Европе будет, по мнению аналитиков ICDP, частично компенсировано увеличением вторичных торговых точек, например, в торговых центрах. Они менее дороги в создании и обслуживании и выполняют только функции продажи. А обслуживание проданных авто (сервис) обеспечат крупные первичные дилерские точки (автосалоны).
В слову, по данным ICDP, количество сервисных центров в странах ЕС за последние 10 лет сократилось на 17%. Но все равно их общее количество остается почти вдвое большим, чем в дилерских точках – 96000 по всей Европе. И это – тоже слишком много, считают в IDCP. В авторизованных сервисных центрах основных автомобильных брэндов нередко обслуживается менее 5000 автомобилей в год. А это – слишком мало для устойчивой прибыльности.
Автопроизводители по всей Европе экспериментируют с онлайн-продажами, пытаясь как можно больше участвовать в процессе покупки клиентов. Клиенты также переходят от традиционных методов покупки и владения автомобилем к ежемесячным платежам.
“Мое личное мнение заключается в том, что через несколько лет люди не будут покупать автомобили, а просто будут брать их в аренду”, – сказал в недавнем интервью Automotive News Europe генеральный директор Toyota Motor Europe Йохан Ван Зил.
Именно поэтому, аналитики ICDP считают, что в среднесрочной перспективе, чтобы адаптироваться к изменяющемуся поведению клиентов и росту онлайн-покупок автомобилей, число дилерских центров в Европе должно быть сокращено вдвое. Какую форму примет дилер завтрашнего дня в Европе во второй половине следующего десятилетия, то есть около 2025-2030 годов пока точно сказать сложно. Понятно только, что описываемый аналитиками ICDP бизнес далек от краткосрочной ориентации на “сделку”. А под словами “продажа” и “покупка” здесь подразумевают не только собственно автомобиль, а услугу, на которую клиент подписывается на какой-то период времени за определенный платеж.
Кроме того, в ICDP не исключают, что некоторые OEM-производители могут следовать другой модели дистрибуции, по крайней мере, для определенных суббрэндов или продуктов. А также – вероятность того, что игроки электронной коммерции будут играть более важную роль, чем сегодня.
До Украины данный тренд еще не дошел. Но с учетом того, как развивается Интернет и онлайн продажи, мы можем столкнуться с аналогичной тенденцией уже в ближайшие годы. А значит – дилерам надо готовиться уже сейчас. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)