Машиностроение Украины и мира

Европа: разработан план по выходу из кризиса для автопрома

Кризис, с которым столкнулся европейский и мировой автопром из-за пандемии, и убытки, которые он понес и продолжает нести, – беспрецедентны. Европейская Ассоциация автомобильных производителей (АСЕА) предлагает несколько решений, которые помогут преодолеть кризис. Некоторые из них могут быть полезны и для Украины.

Закрытые из-за пандемии заводы, прекращение поставок комплектующих и производства автомобилей дорого обходятся не только авто производителям, но и всем, кто работает в этой отрасли: импортерам и дилерам, перевозчикам, машиностроителям, химической промышленности и т. д. Ведь 1 рабочее место в автопроме создает 10 рабочих мест в смежных отраслях производства. Финансовые потери огромны.

Генеральный директор ACEA Эрик-Марк Уитема считает, что худшего влияния, чем оказал на автомобильную отрасль COVID-19 не было еще никогда. По состоянию на прошлую неделю производственные потери из-за остановок заводов составляют 1,23 млн. транспортных средств, которые не были сделаны. А также – 1,11 млн. рабочих, которые пострадали из-за остановок своих предприятий. И 13,8 млн. человек в смежных секторах. И эти потери продолжают увеличиваться.

Причем, в таких масштабах, что по мнению Уитема их последствия даже сложно спрогнозировать. Поэтому, чтобы избежать необратимого и фундаментального ущерба для автомобильного сектора с постоянной потерей рабочих мест, потенциала, инноваций и исследовательских возможностей, необходим срочный диалог с президентом Комиссии ЕС Урсулой фон дер Лейен. Ведь, по мнению АСЕА, автопром может стать ключевым фактором для ускоренного восстановления европейской экономики в целом. По мнению аналитик Bankhaus Metzler Юргена Пипера, весьма вероятно, что продажи новых легковых и грузовых автомобилей, после окончания пандемии, будут иметь худшие показатели начиная с 1945 г. Но ближайшие несколько месяцев будут очень трудными.

Положение осложняют огромные штрафы, которые грозят автопроизводителям из-за того, что они вряд ли достигнут поставленных Еврокомиссией целей по выбросам диоксида углерода на 2020 г. Дело в том, что в нынешнем году автопроизводители должны были обеспечить, чтобы все автомобили, которые они продают, выделяли, в среднем по всем продажам – не более 95 г/км углекислого газа (CO2) в 2020-2021 гг. Однако, сегодняшняя ситуация с неработающими автосалонами, блокированием границ между странами и снижением спроса на новые авто, сильно сократила объемы продаж новых более экологически чистых автомобилей. А ведь как раз в 2020 г., по правилам ЕС, каждый проданный автомобиль с выбросом CO2 50 г/км или менее (гибрид или электрокар), будет засчитываться автопроизводителям, как 2 авто с низким уровнем выбросов. В 2021-м эта цифра уменьшится до 1,67, а в 2022-м будет засчитываться, всего как 1,33. Такой постепенный переход давал автопроизводителям время для модернизации производства под более экологичные модели. В том числе – налаживания выпуска электрокаров. На данный момент данное “Зеленое соглашение” выглядит нереальным.

С учетом вышеизложенных факторов в АСЕА считают нынешнее положение европейского автопрома критическим и предлагают меры, которые способны его улучшить. Некоторые из них вполне подошли бы и для украинского бизнеса. И не только автомобильного. Их называют 6-ю рецептами спасения автопрома от пандемии. И эти “лекарства” нужны не вместо, а дополнительно к той помощи, которую автопроизводители уже получают или будут получать от правительств своих стран.

  1. Стимулирование спроса. Опыт Китая показывает, что после нескольких недель простоя автозаводов, наблюдается рост спроса на новые автомобили. Это дает надежду и для Европы. Если европейские автомобильные предприятия опять заработают, производители могли бы рассчитывать на хорошие продажи летом. Но для этого, надо привлечь покупателей в автосалоны. Лучший способ – привлекательные цены. Чтобы сделать их такими, в АСЕА предлагают временно в два раза снизить НДС на новые автомобили.
  2. Утилизация старых автомобилей. Сегодня средний возраст автомобилей, которые утилизируют в странах ЕС, – 17 лет. Чтобы еще больше активизировать спрос на новые авто, нужны финансовые программы, которые стимулируют избавляться от автомобилей с вредными выбросами Евро-4 в пользу новых, более эффективных авто с ДВС, электрокаров или гибридов.
  3. Гибкость правил по выбросам СО2. Одним из решений могло бы стать снижение для автопроизводителей объема продаж, необходимого для достижения целей по вредным выбросам в этом году, с 95% до 80%.
  4. Краткосрочная заработная плата. Чтобы избежать массового увольнения сотрудников, и не столкнуться с проблемой дефицита кадров, когда предприятия вновь начнут работать, в АСЕА просят Еврокомиссию пообещать поддержать в масштабах ЕС среднюю заработную плату работников в тех регионах, которые больше всего пострадали от коронавируса. Во многих странах ЕС уже действуют программы помощи в области заработной платы, когда правительства покрывают часть затрат компаний на рабочую силу. Благодаря такой программе в Германии Volkswagen смог перевести 80000 сотрудников на так называемую систему краткосрочной работы, при которой правительство выплачивает часть их зарплаты.
  5. Прекращение аудита слияний хотя бы до конца года. Ведь такой аудит – достаточно длительная процедура, которая, фактически, замораживает процесс слияния. Это даст возможность компаниям, пострадавшим от влияния пандемии, быстрее переориентировать производство. Особенно, если экономический спад затянется. Имеются в виду слияния с совокупным оборотом менее 3 млрд. евро.
  6. Координация действий. Еврокомиссия должна координировать свои действия с производителями, чтобы последние четко понимали, какие ограничения действительно необходимы и через какое время их отменят. А также – по каким конкретным критериям можно оценивать ситуацию, чтобы прогнозировать выход из кризиса.

В целом, все предложения направлены на то, чтобы победить не только коронавирус, а и уменьшить последствия неминуемого кризиса. Причем, сделать это совместными усилиями правительств, бизнеса и политиков. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version