Кризис, с которым столкнулся европейский и мировой автопром из-за пандемии, и убытки, которые он понес и продолжает нести, – беспрецедентны. Европейская Ассоциация автомобильных производителей (АСЕА) предлагает несколько решений, которые помогут преодолеть кризис. Некоторые из них могут быть полезны и для Украины.
Закрытые из-за пандемии заводы, прекращение поставок комплектующих и производства автомобилей дорого обходятся не только авто производителям, но и всем, кто работает в этой отрасли: импортерам и дилерам, перевозчикам, машиностроителям, химической промышленности и т. д. Ведь 1 рабочее место в автопроме создает 10 рабочих мест в смежных отраслях производства. Финансовые потери огромны.
Генеральный директор ACEA Эрик-Марк Уитема считает, что худшего влияния, чем оказал на автомобильную отрасль COVID-19 не было еще никогда. По состоянию на прошлую неделю производственные потери из-за остановок заводов составляют 1,23 млн. транспортных средств, которые не были сделаны. А также – 1,11 млн. рабочих, которые пострадали из-за остановок своих предприятий. И 13,8 млн. человек в смежных секторах. И эти потери продолжают увеличиваться.
Причем, в таких масштабах, что по мнению Уитема их последствия даже сложно спрогнозировать. Поэтому, чтобы избежать необратимого и фундаментального ущерба для автомобильного сектора с постоянной потерей рабочих мест, потенциала, инноваций и исследовательских возможностей, необходим срочный диалог с президентом Комиссии ЕС Урсулой фон дер Лейен. Ведь, по мнению АСЕА, автопром может стать ключевым фактором для ускоренного восстановления европейской экономики в целом. По мнению аналитик Bankhaus Metzler Юргена Пипера, весьма вероятно, что продажи новых легковых и грузовых автомобилей, после окончания пандемии, будут иметь худшие показатели начиная с 1945 г. Но ближайшие несколько месяцев будут очень трудными.
Положение осложняют огромные штрафы, которые грозят автопроизводителям из-за того, что они вряд ли достигнут поставленных Еврокомиссией целей по выбросам диоксида углерода на 2020 г. Дело в том, что в нынешнем году автопроизводители должны были обеспечить, чтобы все автомобили, которые они продают, выделяли, в среднем по всем продажам – не более 95 г/км углекислого газа (CO2) в 2020-2021 гг. Однако, сегодняшняя ситуация с неработающими автосалонами, блокированием границ между странами и снижением спроса на новые авто, сильно сократила объемы продаж новых более экологически чистых автомобилей. А ведь как раз в 2020 г., по правилам ЕС, каждый проданный автомобиль с выбросом CO2 50 г/км или менее (гибрид или электрокар), будет засчитываться автопроизводителям, как 2 авто с низким уровнем выбросов. В 2021-м эта цифра уменьшится до 1,67, а в 2022-м будет засчитываться, всего как 1,33. Такой постепенный переход давал автопроизводителям время для модернизации производства под более экологичные модели. В том числе – налаживания выпуска электрокаров. На данный момент данное “Зеленое соглашение” выглядит нереальным.
С учетом вышеизложенных факторов в АСЕА считают нынешнее положение европейского автопрома критическим и предлагают меры, которые способны его улучшить. Некоторые из них вполне подошли бы и для украинского бизнеса. И не только автомобильного. Их называют 6-ю рецептами спасения автопрома от пандемии. И эти “лекарства” нужны не вместо, а дополнительно к той помощи, которую автопроизводители уже получают или будут получать от правительств своих стран.
- Стимулирование спроса. Опыт Китая показывает, что после нескольких недель простоя автозаводов, наблюдается рост спроса на новые автомобили. Это дает надежду и для Европы. Если европейские автомобильные предприятия опять заработают, производители могли бы рассчитывать на хорошие продажи летом. Но для этого, надо привлечь покупателей в автосалоны. Лучший способ – привлекательные цены. Чтобы сделать их такими, в АСЕА предлагают временно в два раза снизить НДС на новые автомобили.
- Утилизация старых автомобилей. Сегодня средний возраст автомобилей, которые утилизируют в странах ЕС, – 17 лет. Чтобы еще больше активизировать спрос на новые авто, нужны финансовые программы, которые стимулируют избавляться от автомобилей с вредными выбросами Евро-4 в пользу новых, более эффективных авто с ДВС, электрокаров или гибридов.
- Гибкость правил по выбросам СО2. Одним из решений могло бы стать снижение для автопроизводителей объема продаж, необходимого для достижения целей по вредным выбросам в этом году, с 95% до 80%.
- Краткосрочная заработная плата. Чтобы избежать массового увольнения сотрудников, и не столкнуться с проблемой дефицита кадров, когда предприятия вновь начнут работать, в АСЕА просят Еврокомиссию пообещать поддержать в масштабах ЕС среднюю заработную плату работников в тех регионах, которые больше всего пострадали от коронавируса. Во многих странах ЕС уже действуют программы помощи в области заработной платы, когда правительства покрывают часть затрат компаний на рабочую силу. Благодаря такой программе в Германии Volkswagen смог перевести 80000 сотрудников на так называемую систему краткосрочной работы, при которой правительство выплачивает часть их зарплаты.
- Прекращение аудита слияний хотя бы до конца года. Ведь такой аудит – достаточно длительная процедура, которая, фактически, замораживает процесс слияния. Это даст возможность компаниям, пострадавшим от влияния пандемии, быстрее переориентировать производство. Особенно, если экономический спад затянется. Имеются в виду слияния с совокупным оборотом менее 3 млрд. евро.
- Координация действий. Еврокомиссия должна координировать свои действия с производителями, чтобы последние четко понимали, какие ограничения действительно необходимы и через какое время их отменят. А также – по каким конкретным критериям можно оценивать ситуацию, чтобы прогнозировать выход из кризиса.
В целом, все предложения направлены на то, чтобы победить не только коронавирус, а и уменьшить последствия неминуемого кризиса. Причем, сделать это совместными усилиями правительств, бизнеса и политиков. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)