Машиностроение Украины и мира

Россия: проблемы судостроения – 5

Россия всегда входила в число ведущих морских держав. Сегодня она практически потеряла это значение. Отечественный флот полностью вытеснен из перевозок российских внешнеторговых грузов.


Двигатели Deutz более 150 лет широко применяются в автомобилестроении, дизельных и газовых генераторах, сельскохозяйственной технике. Рабочий ресурс таких дизельных двигателей – 35 тысяч часов. Ремонт Deutz доверяют только самым опытным специалистам. Таким, к примеру, которые трудятся в СБ Про-Сервіс.
В 2001 г. суда под российским флагом перевезли лишь 4% из 250 млн. т. внешнеторговых грузов прошедших через отечественные порты, в то время как в 80-е годы они перевозили до 65% таких грузов, обеспечивая поступления государству до 3 млрд. долларов в год. Сегодня много говорится о гражданской авиации. Факт, что Россия практически потеряла этот рынок. Ущерб от запрета самолетам отечественной постройки летать за рубеж оценивается в $ 1 млрд. Но почему же мы не обращаем внимания на потерю как минимум указанных $3 млрд. в год от фрахта судов, отдавая иностранцам перевозки почти всех наших внешнеторговых грузов. Из года в год наш флот уменьшается и в количественном отношении и в тоннаже. Средний возраст судов под российским флагом достиг 20 лет. Такого старого флота нет, пожалуй, ни в одной стране мира. Сегодня объемы строительства гражданских судов в России не обеспечивают восполнение естественного старения отечественного флота. Так, в 2001 году было построено всего шесть морских транспортных судов по сравнению с 35 – 40 морскими судами, строившимися ежегодно ранее. Требуемая грузоподъемность морских судов, необходимых для освоения прогнозируемого на период до 2010 года объема перевозок грузов России оценивается в 8 млн. тонн, что требует постройки более 300 судов различных типов, в том числе судов с дедвейтом более 150 000 т.
Чтобы переломить сложившиеся негативные тенденции необходимо обеспечить ускоренное пополнение торгового флота современными судами путем создания условий для экономически выгодного строительства их на отечественных верфях.
Еще хуже обстоит дело с пополнением промыслового флота. В рыбопромысловом флоте России резко сократилось количество судов, уменьшились почти в четыре раза годовые объемы вылова рыбы с 11 млн.т в 1989 г. до 3,8 млн.т- в 2000 г. Среднедушевое потребление рыбных продуктов в России снизилось в последние годы с 20,3 кг до 7-8 кг. Свыше половины судов про-мыслового флота из-за превышения сроков эксплуатации требует замены. Пополнение промыслового флота идет крайне низкими темпами. В 2001 году, например, было построено всего семь промысловых судов суммарным дедвейтом чуть более двух тысяч т. В годы, предшествующие распаду СССР, их ежегодно строилось свыше 100 единиц суммарным дедвейтом более 90 тыс. т. Опыт постройки ряда промысловых судов на зарубежных верфях с использованием иностранных кредитов по данным Счетной палаты ничего, кроме финансовых потерь для России не принес. (seaspirit.ru/ Машиностроение Украины и мира)
(Продолжение следует)

Exit mobile version