В команде Зеленского нет сильного министра обороны, который способен реализовать “План победы”. Об этом говорится в материале Дарьи Каленюк, Алены Гетьманчук и Марии Берлинской для ZN.ua.
Авторы отмечают, что министр обороны Рустем Умеров не смог наладить работу в сфере закупок, перечислив три причины.
- Минобороны пыталось ликвидировать Агентство оборонных закупок путем поглощения его меньшим Государственным оператором тыла.
Такое задание, отмечает издание, Умеров “спустил” своему заместителю Клименкову (который является близким другом и экс-бизнес-партнером министра). Аргументировали это “стандартами НАТО”, однако это оказалось неправдой, из-за чего Представительству НАТО пришлось публично это отрицать.
Впоследствии от идеи ликвидировать АОЗ Умеров отказался благодаря давлению общественных экспертов и международных партнеров. 11 октября Кабмин утвердил кандидатов в наблюдательный совет АОЗ, который так и не заработал. Поэтому наблюдательный совет не может заключить контракт с действующей руководительницей АОЗ, и ее увольнение возможно реализовать одним решением министра обороны.
- Спецэкспортеры не ликвидированы.
После коррупционного скандала в “Спецтехноэкспорте” Умеров передал компанию от ГУР в управление Минобороны и заявил о дальнейшей ликвидации предприятия. Через “Спецтехноэкспорт”, “Укрспецэкспорт” и “Прогресс” оружие часто поставляли по завышенным ценам и через сомнительных посредников. Кое-где поставки вообще срывались, несмотря на значительные предоплаты, отметили авторы материала.
Ликвидация спецэкспортеров, а именно лишение их функций импорта, является требованием НАТО, которое Украина должна выполнить не дожидаясь завершения военного положения.
Через 2 месяца после заявлений информации о результатах чистки ни от министра обороны, ни от его заместителей не поступало.
- Проблемы с закупками.
Департамент военно-технической политики Минобороны, который является наиболее скандальным, продолжает работу, говорят эксперты. Он обслуживает все оружейные соглашения, подписанные до создания Агентства оборонных закупок, а также сохраняет монополию на закупки оборонных инноваций через устаревшую советскую процедуру “опытно-конструкторских работ”.
По состоянию на начало 2024 г. сумма контрактов составляет более 410 млрд. грн.
“В руководящем составе печально известного департамента и в дальнейшем находится Тоомас Накхур, подозреваемый в хищении 1,5 млрд. грн. на закупках минометных выстрелов. Большинство работников, обслуживавших скандальные контракты, также на своих местах. ДВТП не проверяла ни Счетная палата, ни Главная инспекция самого Минобороны”, – говорится в материале.
По словам экспертов, Департамент военно-технической политики фактически дублирует по функционалу новосозданный Департамент политик закупок. Оба – “задействованы в приоритезации перечня оружия, которое нужно закупить по запросу Генштаба”.
Авторы отмечают, что курирует это заместитель министра Дмитрий Клименков. Более того, в дополнение к оборонным закупкам с суммарным бюджетом в более чем 800 млрд. грн. Умеров отдал ему еще несколько новых “денежных” направлений с высокими коррупционными рисками.
Это три управления Минобороны: капитальных вложений (строительство жилья для военных), земель обороны и фондов Минобороны (полигоны, частично строительство фортификаций и т. д.), а также корпоративного менеджмента (около 100 государственных предприятий, подчиненных МОУ, среди самых известных – “Мотор Сич” и “Укрнафта”).
По данным издания, Умеров недостаточно углубляется, не разбирается и не руководит лично работой Минобороны, зато “делегирует ответственность”.
“Делегирование ответственности” создает тепличные условия для саботажа любых изменений: разные департаменты в министерстве могут дублировать функции друг друга, друзья-заместители – курировать кучей “денежных” направлений, а советникам и помощникам министра разрешено командовать самими заместителями, – отметили они.
Все же, министерство “большим скрипом” идет к закупкам технологий. На это, в частности, положительно повлияла работа Агентства оборонных закупок, добавили эксперты.
“Но министерство должно еще и формировать политику, осуществлять определенное прогнозирование и планирование. Какие военные технологии будут актуальны через год или по крайней мере на лето 2025-го? Во что уже сейчас стоит вкладывать государственный ресурс? Как еще можно упростить правила игры, помочь производителям на всех стадиях логистики, производства, контрактирования и поставки на фронт? Сейчас системной работы по этим направлениям не видно, Министерство до сих пор является пассивным покупателем без всякого видения на несколько шагов вперед”, – подытожили авторы. (censor.net)