Инновационные риски. Среди инновационных рисков необходимо учитывать следующие:
1) недофинансирование НИОКР будет сдерживать разработку и внедрение технологий, а также выведение новых продуктов на рынок;
2) риски неэффективности передачи прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением средств федерального бюджета, для промышленного использования во многом определяются несовершенством действующей практики закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, выполняемой по государственному заказу, за Российской Федерацией;
3) иностранные производители не стремятся реализовывать прогрессивные технологии в российском производстве;
4) высоки технологические риски проведения НИОКР, обусловленные техническим состоянием исследовательского, испытательного оборудования, а также оборудования опытного производства.
На минимизацию инновационных рисков также должны быть направлены мероприятия, предусматривающие экономически обоснованную модернизацию научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы научных и инжиниринговых организаций автомобилестроения.
Коммерческие риски. К этому виду рисков относятся риски, связанные с цикличностью спроса на автомобильную продукцию, которые усиливаются из-за наличия большого количества конкурирующих отечественных и зарубежных автопроизводителей и недооценки возможных конкурентов. Сюда же следует отнести риски невыполнения обязательств при осуществлении коммерческих сделок, риски выбора стратегических партнеров и поставщиков комплектующих изделий и материалов, риски маркетинговых ошибок по оценке внутренней рыночной перспективы, а также риски «позднего вывода» нового продукта на рынок.
Социальные риски. Решение задач подпрограммы, с одной стороны, потребует притока управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения автомобильного бизнеса, а с другой – реструктуризация и модернизация автомобильных производств неизбежно приведет к сокращению числа занятых в автомобильной отрасли и связанному с этим возникновению социальной напряженности в отдельных регионах. Снизить данные риски можно путем эффективной реализации проектов развития автомобильных кластеров – поддержкой региональных кластерных инициатив – путем формирования скоординированных с предприятиями программ целевой подготовки и переподготовки кадров.
К социальным рискам также следует отнести сохранение вредных производств, травматизм, скрытую безработицу, переход наиболее компетентных и информированных работников российских предприятий в представительства зарубежных компаний.
Выводы
Чего же ждать от программы? Перед автопромом стоит задача не только обеспечить рост производства отечественной автотехники во всех сегментах, но и, что особенно важно, увеличить долю продукции российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке. Если отечественный автопром сможет избежать все имеющиеся риски на сегодняшний день, то автомобильная отрасль сможет достигнуть поставленных целей до 2020 г.. Как отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев об автомобильной отрасли: «Десять лет назад России не имело смысла вообще заниматься развитием отечественного автопрома ввиду того, что все остальные автомобильные державы ушли далеко вперед и нужно было просто затаскивать в Россию сборочные производства, для того чтобы любой нормальный гражданин имел возможность купить недорогой экономичный автомобиль хорошего качества. В настоящее время Россия вполне может создавать свои автомобили, которые будут конкурентоспособны». (science-education.ru/Машиностроение Украины и мира)
(Окончание)