Суммарная выручка от продажи оружия и военных услуг 100 крупнейших компаний мира в 2022 г. составила $597 млрд., что в реальном выражении на 3,5% меньше, чем в 2021 г. – несмотря на то, что спрос резко вырос, констатирует в своем докладе Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI).
Снижение произошло главным образом в результате падения доходов от продажи оружия производителями США, при этом выросли доходы компаний из Азии и Ближнего Востока, следует из доклада.
Полномасштабное вторжение России в Украину и геополитическая напряженность во всем мире способствовали резкому увеличению спроса на вооружение и военную технику в 2022 г.
Однако, несмотря на получение новых заказов, многие американские и европейские оружейные компании не смогли существенно нарастить производственные мощности из-за дефицита рабочей силы, растущих затрат и сбоев в цепочках поставок, которые только увеличились из-за войны в Украине.
Кроме того, новые заказы были размещены в конце года, и временной разрыв между началом производства привел к тому, что спроса не отразился на доходах компаний в 2022 г. “Многие оружейные компании столкнулись со сложностями при адаптации производства к высокоинтенсивным войнам, – комментирует директор программы военных расходов и производства вооружений SIPRI Люси Беро-Сюдро. – Однако были подписаны новые контракты – в частности, на боеприпасы, от которых было ожидать увеличения доходов в 2023 г. и в последующий период”.
А вот доходы компаний из стран Азии, Океании и Ближнего Востока значительно выросли в 2022 г., продемонстрировав способность реагировать на возросший спрос в более короткие сроки, говорится в докладе. Это касается Израиля и Южной Кореи, где производственные мощности поддерживаются в режиме чуткого реагирования, а также тех стран, где компании склонны полагаться на короткие цепочки поставок.
Доходы от продажи оружия 42 компаний США, входящих в ТОП-100, в 2022 г. упали на 7,9% до $302 млрд. На их долю приходится 51% общих доходов от продажи оружия среди компаний, учитываемых в рейтинге. Из 42 американских компаний 32 зафиксировали падение доходов.
Доходы от продажи оружия 26 компаний из ТОП-100, базирующихся в Европе, в 2022 г. выросли всего на 0,9% и достигли $121 млрд.
“Война в Украине создала спрос на технику, подходящую для войны на истощение – например, боеприпасы и бронетехнику. У многих европейских производителей этих товаров выросли доходы”, – сказал научный сотрудник программы военных расходов и производства вооружений SIPRI Лоренцо Скарадзато.
В их число вошли компании из Германии, Норвегии и Польши. (Укррудпром/Машиностроение Украины и мира)