В настоящее время крупнейшим производителем продукции общего машиностроения в мире является КНР, по величине созданной в отрасли добавленной стоимости незначительно (на 2,4%) опережающая страны ЕС, вместе взятые, и существенно – США (на 56,7%) и Японию (в 2,56 раза). По оценкам специальной экспертной группы с участием специалистов Eurostat, Cambridge Econometrics (Великобритания), Danish Technological Institute (Дания) и Ifo Institute (Германия; исследование выполнено по заказу и под эгидой Комиссии Европейского союза), к 2025 г. этот разрыв значительно возрастет (до 2,0, 2,83 и 4,75 раза соответственно).
Россия по валовому объему продукции общего машиностроения существенно отстает не только от ведущих промышленно развитых стран, но и от других государств БРИК. В рассматриваемый период наиболее быстро рассматриваемая отрасль будет расти в КНР, доля которой в совокупной добавленной стоимости общего машиностроения 8 ведущих машиностроительных центров мира (КНР, ЕС, США, Япония, Индия, Бразилия и Россия) возрастет с 30,6% в 2010 г. до 44,2% в 2025 г., тем самым упрочивая статус этой страны как новой “мастерской мира”. Удельный вес Бразилии и Индии незначительно увеличится, но эти страны так и не смогут стать игроками, сопоставимыми по масштабам с ЕС, США и Японией. Несмотря на абсолютный рост объема продукции общего машиностроения в США и ЕС-27, их удельные веса в 2010-2025 гг. сократятся с 29,9% до 22% и с 19,5% до 15,6%. Доля России, по оценкам вышеуказанной экспертной группы, останется на низком уровне (2,2% в 2025 г. против 2,3% в 2010 г.). По уровню производительности труда среди четырех крупнейших мировых центров общего машиностроения лидирует Япония, где величина добавленной стоимости в расчете на 1 занятого в 2010 г. составляла 96700 евро против 91125 евро у США, 54290 евро у ЕС-27 и 26399 евро у КНР. Однако вследствие многократно более низкого уровня оплаты труда в КНР (3700 евро в 2010 г. против 39815 евро в США, 33243 в ЕС-27 и 32420 евро в Японии) машиностроительная продукция из КНР имеет крайне высокую конкурентоспособность в сравнении с изделиями “традиционных” промышленно развитых стран.
Динамика добавленной стоимости в производстве продукции общего машиностроения в некоторых странах и регионах мира (млрд. евро)
2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | 2015 г.* | 2020 г.** | 2025 г.** | |
КНР | 28,2 | 58,4 | 161,4 | 248,0 | 329,4 | 410,1 |
ЕС-27 | 158,0 | 160,8 | 157,5 | 178,3 | 193,2 | 204,7 |
США | 123,7 | 124,5 | 103,0 | 115,5 | 129,7 | 144,9 |
Япония | 89,7 | 96,2 | 66,2 | 75,4 | 81,0 | 86,3 |
Индия | 6,3 | 8,4 | 12,8 | 19,3 | 26,0 | 34,4 |
Бразилия | 11,0 | 13,2 | 14,2 | 18,8 | 22,6 | 27,2 |
Россия | 9,8 | 10,8 | 12,1 | 14,9 | 17,6 | 20,8 |
Итого | 426,7 | 472,4 | 527,1 | 670,2 | 799,6 | 928,3 |
* – На базе прогноза объема ВВП, сделанного экспертами МВФ; ** – на базе прогноза объема ВВП от Goldman Sachs.
Источник: An Introduction to Mechanical Engineering: Study on the Competitiveness of the EU Mechanical Engineering Industry. Within the Framework Contract of Sectoral Competitiveness Studies – ENTR/06/054. Final Report. FN97615 – FWC Sector Competitiveness – Mechanical Engineering. P. 278.
Среднегодовые темпы прироста добавленной стоимости в общем машиностроении некоторых стран и регионов мира (%)
2000-2005 гг. | 2005-2010 гг. | 2010-2015 гг.* | 2015-2020 гг.** | 2020-2025 гг.**) | |
КНР | 15,7 | 22,5 | 9,0 | 5,8 | 4,5 |
Индия | 6,0 | 8,7 | 8,7 | 6,1 | 5,7 |
Россия | 1,9 | 2,2 | 4,3 | 3,4 | 3,4 |
Бразилия | 3,8 | 1,4 | 5,8 | 3,8 | 3,7 |
ЕС-27 | 0,3 | -0,4 | 2,5 | 1,6 | 1,2 |
США | 0,1 | -3,7 | 2,3 | 2,4 | 2,2 |
Япония | 1,4 | -7,2 | 2,6 | 1,4 | 1,3 |
* – На базе прогноза объема ВВП, сделанного экспертами МВФ; ** – на базе прогноза объема ВВП от Goldman Sachs. Источник: An Introduction to Mechanical Engineering: Study on the Competitiveness of the EU Mechanical Engineering Industry. Within the Framework Contract of Sectoral Competitiveness Studies – ENTR/06/054. Final Report. FN97615 – FWC Sector Competitiveness – Mechanical Engineering. P. 279.
Основные показатели развития общего машиностроения некоторых стран и регионов мира
Ед. изм. | Среднегодовой темп прироста (%) | ||||
2010 г.* | 2000-2005 гг. | 2005-2008 гг. | 2008-2010 гг. | ||
США | |||||
Выпуск продукции** | |||||
В текущих ценах | млрд. евро | 221,6 | 0,9 | 3,1 | -8,0 |
В постоянных ценах | млрд. евро | 221,6 | 1,0 | 1,5 | -9,5 |
Добавленная стоимость | млрд. евро | 103,0 | 0,1 | 2,2 | -12,0 |
Число занятых | тыс. | 1130 | -5,1 | 1,9 | -2,9 |
Производительность труда (добавленная стоимость на 1 занятого***) | евро | 91125 | 5,5 | 0,3 | -9,3 |
Трудовые затраты на 1 занятого | евро | 39815 | 3,7 | 1,8 | -8,5 |
Валовой операционный коэффициент**** | % | 56,3 | 1,4 | 0,1 | 0,6 |
Удельные трудозатраты на единицу выпускаемой продукции***** | евро/евро | 0,44 | -1,7 | 1,5 | 0,9 |
ЕС-27 | |||||
Выпуск продукции** | |||||
В текущих ценах | млрд. евро | 502,1 | 2,3 | 10,4 | -8,4 |
В постоянных ценах | млрд. евро | 502,1 | 1,3 | 8,0 | -9,3 |
Добавленная стоимость | млрд. евро | 157,5 | 0,3 | 6,0 | -9,3 |
Число занятых | тыс. евро | 2900,5 | -2,2 | 1,8 | -4,8 |
Производительность труда (добавленная стоимость на 1 занятого***) | евро | 54290 | 2,6 | 4,1 | -4,7 |
Трудовые затраты на 1 занятого | евро | 33243 | 3,1 | 3,7 | 1,9 |
Валовой операционный коэффициент**** | % | 38,8 | -0,6 | 0,5 | -8,6 |
Удельные трудозатраты на единицу выпускаемой продукции***** | евро/евро | 0,61 | 0,5 | -0,5 | 6,9 |
Япония | |||||
Выпуск продукции** | |||||
В текущих ценах | млрд. евро | 151,9 | 1,3 | 1,7 | -22,1 |
В постоянных ценах | млрд. евро | 151,9 | 2,4 | 1,5 | -22,0 |
Добавленная стоимость | млрд. евро | 66,2 | 1,4 | 0,1 | -17,2 |
Число занятых | 1000 | 684,6 | -0,2 | -1,5 | -12,0 |
Производительность труда (добавленная стоимость на 1 занятого***) | евро | 96700 | 1,7 | 1,6 | -6,0 |
Трудовые затраты на 1 занятого | евро | 32420 | 0,5 | -2,4 | -3,0 |
Валовой операционный коэффициент**** | % | 66,5 | 0,1 | 2,1 | -1,5 |
Удельные трудозатраты на единицу выпускаемой продукции***** | евро/евро | 0,34 | -1,2 | -3,9 | 3,1 |
КНР | |||||
Выпуск продукции** | |||||
В текущих ценах | млрд. евро | 480,6 | 25,3 | 25,7 | 24,8 |
В постоянных ценах | млрд. евро | 480,6 | 21,4 | 18,1 | 29,0 |
Добавленная стоимость | млрд. евро | 161,4 | 15,7 | 25,4 | 18,4 |
Число занятых | тыс. | 6113 | 5,0 | 5,4 | 8,5 |
Производительность труда (добавленная стоимость на 1 занятого***) | евро | 26399 | 10,2 | 19,0 | 9,2 |
Трудовые затраты на 1 занятого | евро | 3700 | 16,1 | 17,6 | 11,6 |
Валовой операционный коэффициент**** | % | 86,0 | -0,7 | 0,2 | -0,4 |
Удельные трудозатраты на единицу выпускаемой продукции***** | евро/евро | 0,14 | 5,3 | -1,2 | 2,3 |
* – В ценах и по валютным курсам 2010 г.; ** – В США – совокупный оборот, в ЕС – производство продукции; *** – в постоянных ценах; **** – добавленная стоимость – заработная плата/добавленная стоимость; ***** – добавленная стоимость в постоянных ценах на 1 евро трудовых затрат. Источник: An Introduction to Mechanical Engineering: Study on the Competitiveness of the EU Mechanical Engineering Industry. Within the Framework Contract of Sectoral Competitiveness Studies – ENTR/06/054. Final Report. FN97615 – FWC Sector Competitiveness – Mechanical Engineering.
Сравнительные показатели развития общего машиностроения в ЕС, США, Японии и КНР в 2010 г.
Ед. изм. | ЕС-27 | США | Япония | КНР | |
Выпуск продукции* | млрд. евро | 502,1 | 221,6 | 151,9 | 480,6 |
Добавленная стоимость в постоянных ценах | млрд. евро | 157,5 | 103,0 | 66,2 | 161,4 |
Число занятых | тыс. | 2900,5 | 1130 | 684,6 | 6113 |
Производительность труда (добавлен-ная стоимость на 1 занятого)** | евро | 54290 | 91125 | 96700 | 26399 |
Трудовые затраты (на 1 занятого) | евро | 33243 | 39815 | 32420 | 3700 |
Валовой операционный коэффициент*** | % | 38,8 | 56,3 | 66,5 | 86,0 |
Удельные трудозатраты на единицу выпускаемой продукции**** | евро/евро | 0,61 | 0,44 | 0,34 | 0,14 |
* В США – совокупный оборот, в ЕС – выпуск продукции; ** – в постоянных ценах; *** – добавленная стоимость – заработная плата/добавленная стоимость; **** – добавленная стоимость в постоянных ценах на 1 евро трудовых затрат.
Источник: Eurostat, данные национальных статистических служб, оценки Cambridae Econometrics и Ifo Institute.
В региональном разрезе крупнейшим экспортером машин и оборудования, по данным UN International Trade Statistics, являются страны Европы (37,5% мирового экспорта в 2011 г. против 36,5% в 2010 г., 39,4% – в 2009 г., 41,2% – в 2008 г. и 38,8% – в 2000 г.); за ней следуют развивающиеся и новые индустриальные государства Восточной Азии (27,7% против 27,3% в 2010 г., 34,4% – в 2009 г., 23,0% – в 2008 г. и 13,3% – в 2000 г.) и страны Северной Америки (соответственно 10,5% против 10,7% в 2009-2010 гг., 12,3% – в 2008 г. и 20,0% – в 2000 г.). Заметной тенденцией прошедшего десятилетия стало существенное сокращение удельного веса североамериканских стран в мировом экспорте товаров рассматриваемой группы (практически вдвое по сравнению с началом тысячелетия) при соответствующем росте доли восточноазиатских стран (более чем на 10%-ных пунктов).
Доля товаров машинотехнической группы в мировом экспорте, имевшая в 1990-х годах тенденцию к повышению (с 38,8% в 1995 г. до 40,0% в 2000 г.), с начала 2000-х годов в условиях опережающего роста цен на товары топливно-сырьевой группы стала сокращаться – до 39,7% в 2003 г., 37,9% – в 2005 г., 35,5% – в 2007 г., 33,9% в 2008-2009 гг. и 32,4% – в 2011 г.
Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств в 2005-2011 гг. вырос (в текущих ценах) в 1,5 раза. У РФ соответствующий прирост составил всего 26%, при этом наибольшего объема российский машинотехнический экспорт достиг в предкризисном 2008 г. и с тех пор оставался на существенно более низких уровнях (в 2011 г. – на 28%).
Несмотря на негативное воздействие финансово-экономического кризиса, мировая торговля большинством видов продукции тяжелого машиностроения в последние несколько лет расширялась со среднегодовыми темпами, превышающими 5%. В 2006-2010 гг. наиболее высокие темпы роста мирового экспорта были характерны для таких сравнительно наукоемких товаров, как паровые котлы (18,8% ежегодно), паровые турбины (17,7%), гидротурбины и ядерные реакторы (12,2%). В то же время по ряду традиционных изделий тяжелого машиностроения наблюдались либо низкие (металлургическое и сварочное оборудование – 0,9%, подъемно-транспортное оборудование – 1,2%, строительное и горное оборудование – 2,3%, тракторы – 2,3%, поршневые двигатели внутреннего сгорания – 2,5%, оборудование для пищевой промышленности – 3,2%, отопительное и холодильное оборудование – 4,3%), либо даже отрицательные (металлорежущие станки -4,3%, кузнечно-прессовое оборудование -1,0%) темпы прироста.
В последние несколько лет Россия занимала крайне незначительное место в мировой торговле машинотехнической продукцией. В 2005-2009 гг. удельный вес РФ в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств (товарный раздел СМТК 7) вырос с 0,18% до 0,28%, в 2010 г. сократился до 0,24%, а в 2011 г. – до 0,21%, оставаясь, таким образом, пренебрежительно малым с точки зрения масштабов российской экономики и степени ее вовлеченности в мировую торговлю. По экспорту машин и оборудования Россия в 2010-2011 гг. уступила даже такой стране со значительно меньшим объемом производства машиностроительной продукции, как ЮАР.
В последние 20 лет российское тяжелое машиностроение постепенно уступало свои позиции как на традиционных зарубежных рынках, так и на внутреннем рынке самой РФ. С точки зрения конкурентоспособности тяжелое машиностроение России оказалось в тисках между “традиционным” машиностроительным комплексом постиндустриальных стран Запада и стремительно набирающим обороты машиностроением новых индустриальных и развивающихся стран, в первую очередь КНР.
Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств (СМТК 7) (млн. $)
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Мир в целом | 3896373 | 4464151 | 5037863 | 5408632 | 4209108 | 5139458 | 5806997 |
Промышленно развитые страны АТР | 393819 | 424484 | 466111 | 500095 | 349333 | 471514 | 495038 |
Япония | 381290 | 411968 | 451952 | 484399 | 337758 | 458036 | 480368 |
Промышленно развитые страны Европы | 1613744 | 1826623 | 2073002 | 2219167 | 1661670 | 1867948 | 2177305 |
Франция | 180727 | 197600 | 214875 | 227846 | 174992 | 199558 | 218936 |
Германия | 490994 | 550862 | 629551 | 677257 | 501949 | 584810 | 696182 |
Северная Америка | 552096 | 617700 | 664327 | 670612 | 450980 | 550263 | 610679 |
США | 433666 | 494453 | 536840 | 556909 | 366966 | 449130 | 500949 |
Страны Юго-Восточной Европы | 6737 | 13120 | 18309 | 23900 | 22342 | 26538 | 33409 |
Страны СНГ | 18721 | 23249 | 29165 | 36592 | 22865 | 28062 | 33536 |
Россия | 9843 | 12301 | 13254 | 17233 | 11607 | 12405 | 12391 |
Латинская Америка | 155163 | 182833 | 195566 | 218501 | 167965 | 221085 | 250853 |
Бразилия | 30560 | 33405 | 36286 | 41823 | 26322 | 33109 | 38812 |
Восточная Азия | 773182 | 936833 | 1105298 | 1230381 | 1080408 | 1414800 | 1608737 |
КНР | 352234 | 456343 | 577819 | 674065 | 591128 | 781074 | 902599 |
Южная Азия | 12470 | 14873 | 19096 | 28032 | 29480 | 34597 | 46552 |
Юго-Восточная Азия | 308117 | 351087 | 375420 | 369761 | 325297 | 416914 | 416646 |
Западная Азия | 45550 | 54179 | 69476 | 79655 | 72609 | 77242 | 98335 |
Северная Африка | 3944 | 4690 | 5440 | 8348 | 7288 | 9237 | 10713 |
Страны Африки южнее Сахары | 12564 | 14335 | 16457 | 23225 | 17813 | 21076 | 24967 |
ЮАР | 9574 | 11293 | 13412 | 16229 | 10787 | 13451 | 15931 |
Австралия и Океания | 267 | 145 | 197 | 194 | 1058 | 182 | 228 |
Источник: 2008 International Merchandise Trade Statistics Yearbook, Volume I – Trade by Country; 2009 International Merchandise Trade Statistics Yearbook, Volume I – Trade by Country; 2010 International Merchandise Trade Statistics Yearbook, Volume I – Trade by Country.
Несмотря на в целом слабые позиции на мировом рынке машинотехнических товаров в целом и тяжелого машиностроения в частности, Россия входит в число 15 крупнейших мировых экспортеров оборудования для производства электроэнергии (4-е место, 7,1% мирового экспорта в 2010 г.), паровых турбин (13-е место, 1,6%), газовых турбин (15-е место, 1,7%). Среднегодовые темпы прироста экспорта рассматриваемых товарных групп в 2006-2010 гг. у России были выше среднемировых: по паровым турбинам – соответственно 19,7% против 17,6%, по газовым турбинам – 20,3% против 3,3%, по оборудованию для производства электроэнергии – 14,8% против 12,0%. При этом доля РФ в мировом экспорте газовых турбин в стоимостном выражении (в текущих ценах) выросла с 1,3% до 1,7%, гидротурбин и ядерных реакторов – с 6,3% до 7,1%, а паровых турбин – сократилась с 2,3% до 1,6%.
Характерно, что будучи одним из ведущих продавцов на мировых рынках энергоносителей и минерального сырья, Россия практически отсутствует в перечне ведущих экспортеров оборудования для нефтегазовой и горнодобывающей промышленности (особенно за пределы СНГ).
Крупнейшие мировые экспортеры и импортеры паровых турбин*в 2010 г.
I | II | III | IV | |
Экспорт | ||||
Мир в целом | 8175,8 | 17,6 | -1,2 | 100,0 |
Япония | 1824,3 | 10,0 | 16,6 | 22,3 |
Китай | 1343,5 | 66,8 | 9,1 | 16,4 |
Германия | 1102,8 | 10,1 | -11,2 | 13,5 |
США | 705,5 | 13,3 | -20,7 | 8,6 |
Италия | 547,8 | 30,2 | 7,1 | 6,7 |
Франция | 363,9 | 27,0 | 14,4 | 4,5 |
Швеция | 292,8 | 59,2 | -10,6 | 3,6 |
Польша | 249,0 | 25,7 | 0,9 | 3,0 |
Республика Корея | 171,4 | 22,1 | 11,7 | 2,1 |
Чехия | 157,5 | 4,6 | -40,2 | 1,9 |
Мексика | 140,6 | 22,3 | 14,7 | 1,7 |
Великобритания | 139,4 | -6,8 | -43,6 | 1,7 |
Россия | 127,7 | 19,7 | 6,2 | 1,6 |
Австрия | 126,4 | 0,5 | -26,2 | 1,5 |
Сингапур | 85,7 | 2,7 | 62,4 | 1,0 |
Импорт | ||||
Мир в целом | 7673,7 | 13,8 | -3,4 | 100,0 |
ЮАР | 783,2 | 123,3 | 121,4 | 10,2 |
Китай | 624,5 | -3,2 | 7,8 | 8,1 |
США | 588,5 | 15,2 | 1,6 | 7,7 |
Индонезия | 505,2 | 39,9 | 29,2 | 6,6 |
Германия | 438,7 | 13,8 | -13,6 | 5,7 |
Индия | 364,0 | 35,1 | -22,0 | 4,7 |
Иран | 231,7 | 72,0 | 8,4 | 3,0 |
Республика Корея | 223,2 | -2,3 | -25,4 | 2,9 |
Япония | 190,5 | 4,2 | 3,0 | 2,5 |
Великобритания | 186,1 | 21,8 | 8,9 | 2,4 |
Швейцария | 168,3 | 16,4 | -22,5 | 2,2 |
Румыния | 161,9 | 95,8 | 517,5 | 2,1 |
Алжир | 155,1 | 111,7 | 121,9 | 2,0 |
Саудовская Аравия | 143,1 | 5,7 | 184,9 | 1,9 |
Чили | 142,7 | 67,2 | 7,9 | 1,9 |
* – Код товарной группы по СМТК – 712. Примечание. I – млн. $, II – среднегодовой прирост в 2006-2010 гг. (%), III – прирост в 2010г. к 2009 г. (%), IV – доля в мировом объеме (%). Источник: UN Comtrade.
Крупнейшие мировые экспортеры и импортеры газовых турбин в 2010 г.
I | II | III | IV | |
Экспорт | ||||
Мир в целом | 76225,0 | -0,6 | 3,3 | 100,0 |
Великобритания | 15632,7 | 0,3 | 4,6 | 20,5 |
Франция | 9838,3 | 10,5 | 5,6 | 12,9 |
США | 9219,5 | -20,2 | -6,2 | 12,1 |
Германия | 8439,6 | -2,3 | 6,0 | 11,1 |
Канада | 3982,2 | 5,8 | 1,1 | 5,2 |
Италия | 3471,9 | 8,4 | -9,2 | 4,6 |
Япония | 3441,2 | 7,3 | -8,9 | 4,5 |
Нидерланды | 2339,7 | 7,2 | -1,1 | 3,1 |
Гонконг | 2332,9 | 17,6 | -8,6 | 3,1 |
Швейцария | 1814,2 | 5,2 | -19,3 | 2,4 |
Сингапур | 1738,1 | 8,1 | 5,7 | 2,3 |
КНР | 1535,6 | 22,0 | 30,8 | 2,0 |
Мексика | 1498,5 | 7,7 | 25,7 | 2,0 |
Швеция | 1344,0 | 8,5 | 59,5 | 1,8 |
Россия | 1302,6 | 5,9 | 23,0 | 1,7 |
Импорт | ||||
Мир в целом | 88801,6 | 6,8 | 1,1 | 100,0 |
США | 14703,4 | 4,1 | 2,7 | 16,6 |
Великобритания | 11843,5 | 11,1 | 7,8 | 13,3 |
Германия | 7204,5 | -5,1 | 4,5 | 8,1 |
Франция | 6833,5 | 7,1 | -8,0 | 7,7 |
Сингапур | 4586,2 | 15,4 | 28,6 | 5,2 |
Япония | 3869,6 | -2,0 | -13,5 | 4,4 |
Канада | 3783,8 | 6,4 | -5,0 | 4,3 |
Гонконг | 3522,3 | 13,4 | -13,4 | 4,0 |
КНР | 2841,5 | 15,2 | 26,6 | 3,2 |
ОАЭ | 2208,2 | 16,9 | -0,9 | 2,5 |
Нидерланды | 1971,8 | 8,3 | -20,6 | 2,2 |
Бразилия | 1768,8 | 8,7 | -14,0 | 2,0 |
Италия | 1555,7 | 3,5 | -9,0 | 1,8 |
Мексика | 1264,2 | 11,6 | 27,9 | 1,4 |
Республика Корея | 1241,6 | 13,0 | 10,9 | 1,4 |
* – Код товарной группы по СМТК – 714. Примечание. I – млн. $, II – среднегодовой прирост в 2006-2010 гг. (%), III – прирост в 2010г. к 2009 г. (%), IV – доля в мировом объеме (%). Источник: UN Comtrade.
Крупнейшие мировые экспортеры и импортеры гидротурбин и ядерных реакторов* в 2010 г.
I | II | III | IV | |
Экспорт | ||||
Мир в целом | 20580,8 | 12,0 | 21,0 | 100,0 |
Германия | 3615,1 | 7,5 | 7,8 | 17,6 |
США | 2406,0 | 13,4 | 43,8 | 11,7 |
Япония | 1696,2 | 17,0 | 77,8 | 8,2 |
Россия | 1464,1 | 14,8 | 19,3 | 7,1 |
КНР | 1427,1 | 39,7 | 37,0 | 6,9 |
Швеция | 1057,5 | 3,3 | -3,0 | 5,1 |
Франция | 902,1 | 16,9 | 35,5 | 4,4 |
Бельгия | 867,9 | -3,2 | -1,1 | 4,2 |
Дания | 742,5 | 28,2 | 44,8 | 3,6 |
Испания | 699,6 | 24,8 | 1,8 | 3,4 |
Канада | 595,3 | 4,7 | -8,0 | 2,9 |
Великобритания | 488,1 | 2,5 | 13,5 | 2,4 |
Италия | 488,0 | 5,2 | -5,0 | 2,4 |
Нидерланды | 449,2 | 14,9 | 11,6 | 2,2 |
Австрия | 332,6 | 6,9 | 3,0 | 1,6 |
Импорт | ||||
Мир в целом | 22277,4 | 13,9 | 19,0 | 100,0 |
США | 2806,1 | 11,5 | 9,0 | 12,6 |
КНР | 2662,9 | 23,3 | 23,3 | 12,0 |
Германия | 2658,3 | 10,8 | 29,1 | 11,9 |
Франция | 1670,7 | 13,7 | -2,0 | 7,5 |
Япония | 746,3 | 23,5 | -11,1 | 3,3 |
Канада | 724,0 | 11,0 | 27,9 | 3,2 |
Украина | 656,9 | 13,3 | 24,5 | 2,9 |
Великобритания | 618,3 | 3,7 | 65,8 | 2,8 |
Швеция | 502,5 | 4,8 | 28,5 | 2,3 |
Прочие страны Азии | 450,6 | 16,8 | 117,0 | 2,0 |
Вьетнам | 412,6 | 46,8 | 66,9 | 1,9 |
Республика Корея | 401,6 | 21,3 | 2,4 | 1,8 |
Австралия | 385,6 | 27,3 | 85,4 | 1,7 |
Бразилия | 375,4 | 21,9 | 63,9 | 1,7 |
Италия | 349,2 | 1,9 | 34,7 | 1,6 |
* – Код товарной группы по СМТК – 718. Примечание. I – млн. $, II – среднегодовой прирост в 2006-2010 гг. (%), III – прирост в 2010г. к 2009 г. (%), IV – доля в мировом объеме (%). Источник: UN Comtrade.
Несравнимо более значительное место Россия занимает в мировом импорте продукции тяжелого машиностроения. В 2010 г. РФ заняла 2-е место в мире среди крупнейших импортеров оборудования для пищевой промышленности (4,7% мирового импорта товаров данной группы), 3-е – металлургического и сварочного оборудования (7,6%), 4-е – кузнечно-прессового оборудования (4,1%), 5-е – сельскохозяйственного оборудования, за исключением тракторов (4,6%), 6-е – отопительного и холодильного оборудования (3,5%), 7-е – подъемно-транспортного оборудования (3,2%), строительного и горного оборудования (3,0%) и металлорежущих станков (3,2%), 9-е – вращающихся электрических машин (3,0%), 10-е – компрессоров, вентиляторов и центрифуг (2,8%) и насосов (2,6%), 11-е – запорно-регулирующей трубопроводной арматуры (2,3%), 13-е – паровых котлов (2,3%). При этом темпы роста российского импорта большинства видов продукции тяжелого машиностроения значительно превосходили соответствующие среднемировые показатели, что свидетельствует об устойчивом росте зависимости всей экономики РФ от импорта продукции тяжелого машиностроения.
Доля России в мировом импорте машин, оборудования и транспортных средств в целом (СМТК 7) снизилась с 2,3% в 2008 г. до 1,7% в 2010 г., а в 2011 г. – выросла до 2,2%. Таким образом, по большинству вышеперечисленных товарных позиций удельный вес РФ в мировом импорте был выше, чем по машинотехническим товарам в целом.
Россия в мировом импорте основных видов продукции тяжелого машиностроения
Код СМТК и товарная группа | I | II | III | IV |
711. Котлы паровые и их части | ||||
Мир в целом | 6589,2 | 16,8 | -25,4 | 100,0 |
Индонезия | 637,8 | 65,1 | -6,6 | 9,7 |
США | 548,5 | 10,2 | -38,8 | 8,3 |
Саудовская Аравия | 437,0 | 19,6 | 37,1 | 6,6 |
Алжир | 256,4 | 88,3 | -29,7 | 3,9 |
Индия | 231,2 | 51,9 | -52,8 | 3,5 |
Турция | 227,9 | 31,0 | -38,4 | 3,5 |
Великобритания | 221,4 | 34,7 | 9,6 | 3,4 |
Нидерланды | 216,7 | 61,6 | 72,9 | 3,3 |
Германия | 213,3 | 30,2 | 6,9 | 3,2 |
Республика Корея | 189,6 | -4,8 | -22,5 | 2,9 |
Чили | 179,1 | 57,5 | -65,2 | 2,7 |
КНР | 178,8 | -7,7 | -29,2 | 2,7 |
Россия | 154,7 | 27,4 | 6,8 | 2,3 |
Испания | 148,1 | 9,4 | -25,6 | 2,2 |
Франция | 132,2 | 20,9 | -6,7 | 2,0 |
716. Вращающиеся электрические машины | ||||
Мир в целом | 83271,1 | 7,5 | 7,7 | 100,0 |
США | 9770,8 | -0,2 | 0,1 | 11,7 |
КНР | 5943,0 | 6,1 | 3,8 | 7,1 |
Германия | 5921,3 | 1,8 | 10,4 | 7,1 |
Канада | 2958,5 | 5,5 | 35,8 | 3,6 |
Гонконг | 2716,8 | 3,2 | 39,2 | 3,3 |
Великобритания | 2684,4 | 12,5 | 27,0 | 3,2 |
Италия | 2664,7 | 7,1 | 5,1 | 3,2 |
Франция | 2636,8 | 3,9 | 12,0 | 3,2 |
Россия | 2522,0 | 33,1 | -3,9 | 3,0 |
Мексика | 2422,2 | 3,1 | 35,3 | 2,9 |
Япония | 2065,1 | -0,6 | 18,9 | 2,5 |
Республика Корея | 2013,1 | 7,1 | 13,6 | 2,4 |
Турция | 1955,2 | 33,2 | 21,8 | 2,3 |
Бразилия | 1727,2 | 34,5 | 57,4 | 2,1 |
Венесуэла | 1519,4 | 76,7 | 257,7 | 1,8 |
721. Сельскохозяйственные машины (за исключением тракторов) | ||||
Мир в целом | 28076,6 | 6,1 | 8,5 | 100,0 |
США | 2664,6 | 5,9 | 9,8 | 9,5 |
Франция | 2175,7 | 3,7 | -6,4 | 7,7 |
Германия | 2072,0 | 1,3 | 1,9 | 7,4 |
Канада | 2005,7 | 10,3 | 15,3 | 7,1 |
Россия | 1297,3 | 2,6 | 45,6 | 4,6 |
Великобритания | 1227,0 | 2,1 | -5,1 | 4,4 |
Нидерланды | 806,8 | 7,3 | -0,2 | 2,9 |
Бельгия | 778,3 | -1,3 | -16,7 | 2,8 |
Австралия | 699,0 | 7,8 | -6,0 | 2,5 |
Польша | 685,0 | 16,6 | 24,5 | 2,4 |
Венесуэла | 660,2 | 47,4 | 77,1 | 2,4 |
Швеция | 642,3 | 12,1 | 32,3 | 2,3 |
Италия | 634,9 | 9,1 | 21,5 | 2,3 |
Австрия | 593,5 | 10,5 | -1,6 | 2,1 |
КНР | 497,0 | 20,0 | 22,8 | 1,8 |
723. Строительное оборудование | ||||
Мир в целом | 89418,9 | 2,5 | 21,8 | 100,0 |
КНР | 7171,5 | 25,9 | 69,2 | 8,0 |
США | 6929,6 | -12,5 | 40,8 | 7,7 |
Сингапур | 5728,6 | 16,2 | 10,9 | 6,4 |
Канада | 4708,8 | -0,1 | 34,1 | 5,3 |
Германия | 3109,9 | -3,9 | 22,2 | 3,5 |
Австралия | 2739,8 | 6,3 | 34,5 | 3,1 |
Россия | 2666,2 | 4,0 | 47,9 | 3,0 |
Франция | 2464,7 | -6,6 | 29,9 | 2,8 |
Индонезия | 2361,3 | 27,7 | 53,2 | 2,6 |
Нидерланды | 2036,5 | -3,0 | 42,1 | 2,3 |
Бельгия | 2011,0 | -2,0 | 32,7 | 2,2 |
ОАЭ | 1990,6 | 4,3 | -3,3 | 2,2 |
Великобритания | 1982,7 | -11,9 | 27,6 | 2,2 |
Саудовская Аравия | 1945,6 | 9,8 | 24,9 | 2,2 |
Бразилия | 1662,4 | 25,0 | 60,8 | 1,9 |
727. Оборудование для пищевой промышленности | ||||
Мир в целом | 11567,9 | 4,4 | 8,3 | 100,0 |
США | 790,6 | -0,8 | 10,1 | 6,8 |
Россия | 548,8 | -0,8 | 29,0 | 4,7 |
Германия | 478,6 | 3,7 | 7,6 | 4,1 |
Великобритания | 452,6 | 5,9 | 43,0 | 3,9 |
Франция | 418,0 | 1,7 | -0,3 | 3,6 |
КНР | 361,9 | 9,0 | 42,9 | 3,1 |
Испания | 298,6 | -10,1 | -7,7 | 2,6 |
Индонезия | 284,6 | 18,2 | 53,5 | 2,5 |
Канада | 279,3 | -4,2 | -11,6 | 2,4 |
Вьетнам | 277,6 | 25,1 | 66,9 | 2,4 |
Бельгия | 250,1 | 3,9 | -13,3 | 2,2 |
Венесуэла | 247,3 | 45,5 | -6,8 | 2,1 |
Италия | 245,5 | 4,8 | -3,7 | 2,1 |
Нидерланды | 239,5 | 5,1 | 8,9 | 2,1 |
Австрия | 212,3 | 9,1 | 28,6 | 1,8 |
731. Металлорежущие станки | ||||
Мир в целом | 26109,2 | -4,9 | 23,3 | 100,0 |
КНР | 7526,3 | 8,3 | 65,1 | 28,8 |
США | 2248,3 | -14,0 | 16,7 | 8,6 |
Германия | 1530,1 | -10,3 | -17,6 | 5,9 |
Республика Корея | 1145,6 | -16,3 | 41,7 | 4,4 |
Индия | 836,3 | 3,1 | 21,6 | 3,2 |
Таиланд | 822,5 | 1,4 | 88,1 | 3,2 |
Россия | 704,9 | 19,5 | 2,8 | 2,7 |
Италия | 675,7 | -12,9 | -4,8 | 2,6 |
Прочие страны Азии | 572,2 | -26,2 | 111,5 | 2,2 |
Бразилия | 566,8 | 13,8 | 18,9 | 2,2 |
Мексика | 541,6 | -4,8 | 2,2 | 2,1 |
Франция | 529,0 | -10,0 | -13,3 | 2,0 |
Турция | 485,4 | -5,7 | 59,2 | 1,9 |
Великобритания | 448,6 | -10,2 | 18,2 | 1,7 |
Канада | 436,3 | -10,9 | 14,7 | 1,7 |
733. Кузнечно-прессовое оборудование | ||||
Мир в целом | 10037,2 | -1,8 | 5,4 | 100,0 |
КНР | 1892,1 | 1,7 | 41,4 | 18,9 |
США | 561,9 | -14,0 | -0,6 | 5,6 |
Таиланд | 433,9 | -0,3 | 51,5 | 4,3 |
Россия | 414,1 | 1,4 | 7,0 | 4,1 |
Мексика | 394,8 | -5,5 | 2,2 | 3,9 |
Германия | 374,9 | -6,5 | 3,7 | 3,7 |
Бразилия | 374,7 | 21,9 | -10,9 | 3,7 |
Вьетнам | 340,0 | 17,9 | 66,9 | 3,4 |
Индия | 333,9 | 3,1 | -34,5 | 3,3 |
Малайзия | 329,1 | 8,3 | 78,3 | 3,3 |
Республика Корея | 290,6 | 4,3 | -10,5 | 2,9 |
Италия | 247,6 | -2,2 | 24,7 | 2,5 |
Турция | 205,5 | -9,4 | 7,0 | 2,0 |
Индонезия | 183,9 | 15,2 | 30,7 | 1,8 |
Бельгия | 175,9 | 9,5 | 25,9 | 1,8 |
737. Металлургическое и сварочное оборудование | ||||
Мир в целом | 19609,4 | 1,4 | 0,5 | 100,0 |
КНР | 2662,9 | -3,1 | 6,9 | 13,6 |
США | 1630,5 | -6,3 | 1,8 | 8,3 |
Россия | 1483,0 | 29,4 | 16,9 | 7,6 |
Германия | 768,2 | -4,4 | -4,6 | 3,9 |
Республика Корея | 702,6 | -0,3 | -18,6 | 3,6 |
Мексика | 700,8 | 6,2 | 55,1 | 3,6 |
Индия | 681,0 | 3,0 | -33,6 | 3,5 |
Бразилия | 593,5 | 32,3 | 104,2 | 3,0 |
Гонконг | 477,1 | -1,3 | 50,0 | 2,4 |
Иран | 461,2 | 86,8 | 8,4 | 2,4 |
Прочие страны Азии | 431,5 | 3,7 | -32,5 | 2,2 |
ОАЭ | 425,7 | 28,6 | -6,5 | 2,2 |
Малайзия | 424,5 | 13,0 | 60,8 | 2,2 |
Италия | 404,1 | -3,6 | -18,1 | 2,1 |
Вьетнам | 400,4 | 30,6 | 66,9 | 2,0 |
741. Отопительное и холодильное оборудование | ||||
Мир в целом | 96430,9 | 4,7 | 6,7 | 100,0 |
США | 9500,9 | 1,8 | 5,9 | 9,9 |
КНР | 6397,4 | 5,1 | 7,9 | 6,6 |
Германия | 5435,8 | -0,2 | 3,3 | 5,6 |
Япония | 3672,1 | 2,7 | 12,9 | 3,8 |
Франция | 3560,8 | 1,7 | -2,0 | 3,7 |
Россия | 3339,1 | 10,5 | 20,5 | 3,5 |
Канада | 3006,0 | 0,2 | 13,1 | 3,1 |
Италия | 2946,8 | 3,8 | 20,7 | 3,1 |
Испания | 2495,4 | -3,3 | 8,1 | 2,6 |
Великобритания | 2471,4 | -2,5 | 9,0 | 2,6 |
Мексика | 2190,2 | -0,8 | 16,0 | 2,3 |
Бразилия | 2134,0 | 34,6 | 63,8 | 2,2 |
Австралия | 2018,9 | 6,7 | 18,4 | 2,1 |
Прочие страны Азии | 1968,0 | -8,8 | 35,1 | 2,0 |
Вьетнам | 1837,1 | 31,0 | 66,9 | 1,9 |
742. Насосы жидкостные | ||||
Мир в целом | 53579,7 | 8,8 | 19,5 | 100,0 |
США | 7124,1 | 6,1 | 35,4 | 13,3 |
КНР | 4101,7 | 20,4 | 27,6 | 7,7 |
Германия | 3853,7 | 7,0 | 21,8 | 7,2 |
Канада | 2338,1 | 4,1 | 28,2 | 4,4 |
Франция | 2264,1 | 0,6 | 7,2 | 4,2 |
Великобритания | 2050,3 | 5,4 | 19,9 | 3,8 |
Республика Корея | 1548,5 | 11,1 | 0,3 | 2,9 |
Италия | 1471,2 | 0,0 | 9,5 | 2,7 |
Мексика | 1413,1 | 8,5 | 28,5 | 2,6 |
Россия | 1378,6 | 20,1 | 38,8 | 2,6 |
Япония | 1096,2 | 5,2 | 20,3 | 2,0 |
Бельгия | 989,7 | 2,8 | 7,1 | 1,8 |
Бразилия | 931,5 | 21,2 | 51,8 | 1,7 |
Польша | 907,0 | 8,2 | 20,0 | 1,7 |
Испания | 865,3 | 1,8 | 11,3 | 1,6 |
743. Компрессоры, вентиляторы и центрифуги | ||||
Мир в целом | 107129,0 | 6,8 | 15,8 | 100,0 |
США | 12939,3 | 1,6 | 24,2 | 12,1 |
КНР | 8905,2 | 9,9 | 23,3 | 8,3 |
Германия | 7603,6 | 4,2 | 19,8 | 7,1 |
Франция | 4246,3 | 2,6 | 16,8 | 4,0 |
Мексика | 3689,9 | 6,3 | 28,4 | 3,4 |
Италия | 3282,0 | 3,2 | 18,2 | 3,1 |
Япония | 3277,3 | 8,7 | 23,1 | 3,1 |
Канада | 3199,4 | -0,3 | 9,0 | 3,0 |
Великобритания | 3055,8 | 2,4 | 20,7 | 2,9 |
Россия | 2977,0 | 12,8 | 41,4 | 2,8 |
Республика Корея | 2962,2 | 9,1 | 18,9 | 2,8 |
Бельгия | 2542,4 | 5,6 | 10,3 | 2,4 |
Испания | 2291,1 | -0,6 | 9,9 | 2,1 |
Бразилия | 2169,2 | 29,7 | 56,1 | 2,0 |
Австралия | 1994,2 | 12,7 | -31,1 | 1,9 |
744. Подъемно-транспортное оборудование | ||||
Мир в целом | 63001,4 | 0,9 | 4,7 | 100,0 |
США | 6249,4 | -9,2 | 3,9 | 9,9 |
КНР | 3726,0 | 7,3 | 17,1 | 5,9 |
Германия | 3276,6 | -1,6 | 0,8 | 5,2 |
Франция | 3007,7 | -1,7 | 2,8 | 4,8 |
Великобритания | 2147,0 | -8,3 | 3,4 | 3,4 |
Канада | 2132,5 | -2,2 | 21,9 | 3,4 |
Россия | 1989,3 | 7,2 | 11,8 | 3,2 |
Италия | 1768,6 | -1,2 | 8,5 | 2,8 |
Нидерланды | 1591,1 | -3,8 | -2,2 | 2,5 |
Республика Корея | 1577,1 | 6,4 | -14,0 | 2,5 |
Бельгия | 1544,5 | -4,3 | -3,4 | 2,5 |
Австралия | 1493,9 | 4,2 | 11,6 | 2,4 |
Бразилия | 1490,8 | 36,9 | 49,7 | 2,4 |
Сингапур | 1440,5 | 5,1 | -4,1 | 2,3 |
Испания | 1357,5 | -14,2 | -5,8 | 2,2 |
747. Запорно-регулирующая трубопроводная арматура | ||||
Мир в целом | 68411,2 | 6,9 | 14,2 | 100,0 |
США | 10006,1 | 2,1 | 28,2 | 14,6 |
КНР | 6130,1 | 15,7 | 20,8 | 9,0 |
Германия | 4730,7 | 2,8 | 12,7 | 6,9 |
Великобритания | 2772,9 | 2,5 | 13,6 | 4,1 |
Франция | 2763,4 | 3,7 | 8,7 | 4,0 |
Канада | 2616,2 | 1,4 | 13,5 | 3,8 |
Мексика | 2172,7 | 5,4 | 32,9 | 3,2 |
Италия | 1805,1 | 1,9 | 9,3 | 2,6 |
Республика Корея | 1744,2 | 8,5 | 16,9 | 2,5 |
Япония | 1723,7 | 3,5 | 25,3 | 2,5 |
Россия | 1606,7 | 30,6 | 46,2 | 2,3 |
Испания | 1363,3 | 0,0 | 10,2 | 2,0 |
Бельгия | 1149,6 | 6,9 | 9,4 | 1,7 |
Нидерланды | 1087,8 | 3,0 | -1,0 | 1,6 |
Сингапур | 1067,9 | 11,7 | -6,1 | 1,6 |
Примечание. I – млн. $, II – среднегодовой прирост в 2006-2010 гг. (%), III – прирост в 2010 г. к 2009 г. (%), IV – доля в мировом объеме (%).
Код СМТК и товарная группа | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
млрд. $ в текущих ценах | |||||||||||
711. Котлы паровые и их части | 2,5 | 2,8 | 2,5 | 2,7 | 3,1 | 3,9 | 4,1 | 5,7 | 9,1 | 9,1 | 8,1 |
712. Турбины паровые и их части | 2,5 | 3,0 | 3,1 | 2,7 | 3,2 | 4,1 | 4,3 | 5,1 | 6,8 | 8,3 | 8,2 |
713. Поршневые двигатели внутреннего сгорания и их части | 69,2 | 66,2 | 71,9 | 83,7 | 101,0 | 113,2 | 124,3 | 144,9 | 150,7 | 105,4 | 137,0 |
714. Прочие двигатели неэлектрические и их части | 47,6 | 55,3 | 52,4 | 53,7 | 61,5 | 68,0 | 78,0 | 83,0 | 94,8 | 74,0 | 76,2 |
716. Вращающиеся электрические машины и их части | 30,8 | 32,5 | 33,0 | 37,6 | 44,6 | 51,5 | 61,0 | 72,9 | 87,2 | 72,0 | 80,5 |
718. Прочее оборудование для производства электроэнергии и его части | 6,1 | 6,1 | 6,7 | 8,1 | 9,7 | 11,4 | 13,1 | 16,2 | 20,7 | 17,0 | 20,6 |
721. Сельскохозяйственное оборудование (кроме тракторов) и его части | 10,8 | 11,0 | 12,5 | 14,9 | 17,9 | 20,5 | 22,6 | 27,8 | 35,9 | 26,5 | 28,9 |
722. Тракторы сельскохозяйственные и их части | 7,8 | 7,4 | 8,7 | 10,2 | 12,7 | 14,2 | 15,6 | 18,9 | 24,0 | 16,2 | 17,1 |
723. Строительное и горное оборудование и его части | 32,5 | 34,0 | 36,3 | 43,6 | 56,0 | 69,5 | 84,3 | 108,3 | 125,1 | 77,0 | 95,6 |
727 Оборудование для пищевой промышленности и его части | 5,6 | 5,6 | 6,2 | 7,3 | 8,6 | 9,3 | 10,5 | 12,7 | 14,2 | 11,2 | 12,0 |
731-735. Металлообрабатывающее оборудование и его части | 33,4 | 31,2 | 29,0 | 33,3 | 42,2 | 48,1 | 55,5 | 58,7 | 66,6 | 40,9 | 49,7 |
737. Металлургическое и сварочное оборудование | 9,8 | 9,0 | 9,0 | 10,8 | 14,0 | 15,9 | 19,0 | 20,8 | 24,4 | 18,7 | 19,7 |
741. Отопительное и холодильное оборудование и его части | 41,2 | 41,2 | 42,8 | 50,5 | 63,0 | 68,5 | 80,1 | 98,9 | 112,4 | 88,2 | 94,7 |
742. Насосы жидкостные и их части | 19,5 | 19,7 | 21,1 | 25,6 | 31,2 | 33,8 | 38,0 | 47,0 | 54,2 | 43,3 | 51,1 |
743. Компрессоры, вентиляторы, воздушные насосы и их части | 41,4 | 42,9 | 44,5 | 53,0 | 65,2 | 69,6 | 79,8 | 96,4 | 107,1 | 88,8 | 105,4 |
744. Подъемно-транспортное оборудование и его части | 29,5 | 29,8 | 30,1 | 34,9 | 44,1 | 52,1 | 62,0 | 77,4 | 91,9 | 62,7 | 65,1 |
746. Подшипники качения | 12,5 | 12,0 | 12,5 | 14,8 | 17,7 | 19,7 | 21,9 | 26,0 | 30,9 | 22,0 | 29,4 |
747. Запорно-регулирующая вентильная арматура | 22,9 | 23,4 | 25,4 | 29,8 | 36,4 | 40,8 | 50,0 | 61,8 | 70,7 | 56,9 | 65,2 |
Источник: UN Comtrade. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)