В период перехода к рыночной экономике число рабочих мест в общем машиностроении Словакии уменьшилось примерно наполовину. Увольнения занятых продолжались вплоть до 2005 г., хотя темпы развития отрасли в 2000-2005 гг. намного превышали средние по Евросоюзу. В 2005-2008 гг. ежегодный объем производства в словацком общем машиностроении возрастал примерно на 20%, но наступивший затем глобальный финансовый кризис привел к его сокращению.
Заработная плата и производительность труда в общем машиностроении Словакии составляют примерно 1/3 этих показателей для ЕС в целом. В 2005-2008 гг. зарплата росла быстрее производительности труда, что привело к увеличению трудовых затрат на единицу продукции.
Доля Словакии в совокупном выпуске продукции общего машиностроения 27 странами ЕС составляет лишь 0,5%, что следует из приводимых ниже данных Eurostat, Cambridge Econometrics и Ifo Institute:
2008 г. | Среднегодовые темпы прироста (%) | ||||
I | II | III | IV | ||
Производство в текущих ценах (млрд. евро) | |||||
Словакия | 3 | 7,9 | 12,6 | 23,1 | -9,8 |
ЕС-27 | 598 | 4,0 | 2,3 | 10,4 | -8,4 |
Производство в ценах 2005 г. (млрд. евро) | |||||
Словакия | 3 | … | 10,7 | 20,0 | -9,7 |
ЕС-27 | 561 | 3,4 | 1,3 | 8,0 | -9,3 |
Валовая добавленная стоимость в постоянных ценах (млрд. евро) | |||||
Словакия | 1 | … | 15,2 | 13,0 | -9,7 |
ЕС-27 | 176 | 2,4 | 0,3 | 6,0 | -9,3 |
Число занятых (тыс.) | |||||
Словакия | 42 | -7,0 | -4,5 | 4,7 | -7,9 |
ЕС-27 | 3201 | -1,6 | -2,2 | 1,8 | -4,8 |
Валовой операционный коэффициент (%)* | |||||
Словакия | 12,3 | -0,7 | 22,1 | -8,4 | … |
ЕС-27 | 14,2 | 0,2 | -0,2 | 1,5 | -7,6 |
Производительность (тыс. евро)** | |||||
Словакия | 17 | … | 20,7 | 7,9 | -1,9 |
ЕС-27 | 55 | 4,0 | 2,6 | 4,1 | -4,7 |
Зарплата в расчете на 1 занятого (тыс. евро) | |||||
Словакия | 10 | 10,3 | 12,0 | 13,5 | … |
ЕС-27 | 32 | 3,7 | 3,1 | 3,7 | 1,9 |
Зарплата на 1 евро добавленной стоимости (евро)*** | |||||
Словакия | 0,565 | … | -7,2 | 5,2 | … |
ЕС-27 | 0,582 | -0,3 | 0,5 | -0,5 | 6,9 |
* – Соотношение между добавленной стоимостью (за вычетом зарплаты) и производством в номинальных ценах; ** – добавленная стоимость на одного занятого в ценах 2005 г.; *** – в ценах 2005 г.
Примечание. I – 1995-2000 гг., II – 2000-2005 гг., III – 2005-2008 гг., IV – 2008-2010 гг.
В социалистическом лагере Словакия была центром изготовления промежуточной продукции для тяжелой промышленности. Ввозимая туда из России железная руда использовалась на металлургических комбинатах, продукция с которых затем направлялась на предприятия Чехии и других стран Содружества. Такая специализация усугубила трудности перехода словацкой экономики на рыночные рельсы. В качестве примера можно привести машиностроительную группу Podpolianske Strojarne (PPS), которая не смогла преодолеть этих трудностей и в 2003 г. обанкротилась. После сокращения объемов производства и реструктуризации группа получила наименование PPS Group A.S. и стала действовать в качестве субподрядчика многих известных продуцентов подъемно-транспортного, строительного и горношахтного оборудования.
Словацкое общее машиностроение стало наиболее узко специализированным в ЕС, примерно 90% его производства приходится на следующие 10 товарных позиций: двигатели и турбины, вентильнозапорная арматура, подъемно-транспортное оборудование, машины для сельского и лесного хозяйства, горношахтное и строительное оборудование, насосы и компрессоры, подшипники, передаточные механизмы и т. п., промышленное холодильное, морозильное и вентиляционное оборудование, металлообрабатывающие станки, оборудование для текстильной и швейной промышленности. Примерно по 1/3 оборота отрасли приходится на “насосы и компрессоры” и “подшипники и передаточные механизмы”. Значительные инвестиции в эти два сектора осуществили компании SKF (Швеция) и “Schaeffler Group” (Германия).
Наиболее драматичное за последние 15 лет сокращение производства пережил сектор оборудования для сельского и лесного хозяйства. Его доля в обороте общего машиностроения Словакии сократилась до менее 7% с почти 20% во второй половине 1990-х годов. Несколько возрос этот показатель у сектора промышленного холодильного, морозильного и вентиляционного оборудования, но все равно остался на уровне значительно меньшем, чем 5%. Примерно такой же удельный вес в общем обороте отрасли имеют сектора подъемно-транспортного оборудования, горношахтного и строительного оборудования и станков, у всех остальных секторов данный показатель не достигает 1%. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)