Партнер “Антонова” – лизинговая компания “Ильюшин Финанс Ко” разработала новую схему поставок самолетов за рубеж. В новой схеме кредиты гарантирует Россия.
В сделке по Ан-158 впервые применена схема с участием посредника. Им стала South American Aircraft Leasing (SAAL). Она приобрела у “Ильюшин Финанс Ко” (ИФК) самолет и уже затем сдала его в лизинг. По такой же схеме планируется поставка и следующих Ан-158. Соглашение между ИФК и SAAL было заключено летом 2012 г. на авиасалоне в Фарнборо.
Источник, знакомый с деталями сделки, пояснил, что для Кубы закупка самолетов сейчас стала бы серьезной нагрузкой на бюджет, а срок лизингового контракта составит 14 лет. Гендиректор ИФК Александр Рубцов добавил, что схема с участием панамской компании позволяет ИФК сразу вернуть НДС со сделки, поскольку это прямая продажа самолетов на экспорт. Топ-менеджер добавил, что новая схема позволяет заменить суверенные гарантии корпоративными (раньше кредит на покупку самолетов обеспечивала Куба, а теперь – SAAL). По словам А. Рубцова, суверенные гарантии не устраивают многие страны Азии и Южной Америки, что осложняет переговоры.
Теперь гарантом в рамках сделки будет Россия. SAAL на покупку первого Ан-158 кредитует “Росэксимбанк” (дочерняя структура “Внешэкономбанка”, специализирующаяся на финансовой поддержке российского экспорта). Речь идет о 85% от суммы контракта, еще 15% – аванс кубинцев. Под поставку следующих двух Ан-158 банк предоставит только госгарантии, сейчас формируется синдикат банков, которые могут выдать займы. Самолет собирается в Киеве, но на 61% состоит из российских комплектующих, а в марте правительство России, внеся изменения в постановление №141, решило обеспечивать госгарантиями до 90% от суммы сделок по такой технике. SAAL предоставляет в качестве залога самолет, свои акции и имущество.
18 апреля Кубе был передан первый серийный самолет Ан-158. Контракт между ГП “Антонов” и ИФК на поставку 10 самолетов Ан-158 в Республику Куба был заключен в 2010 г. Второй и третий самолеты будут поставлены заказчику в июне-июле. Следующие три машины изготовят до конца 2013 г. Еще четыре самолета планируется изготовить и поставить в 2014 г. (МинПром/Машиностроение Украины, СНГ, мира)