Регулярная смена руководителей “Объединенной судостроительной корпорации” (ОСК) в конечном итоге привела к тому, что на состоявшемся 21 мая совещании у президента России Владимира Путина новому главе ОСК Владимиру Шмакову было поручено заняться разработкой Стратегии развития корпорации до 2030 г. Президентское поручение должно быть выполнено до 1 сентября, а доклад сделан 15 октября.
При этом Владимир Путин сам обозначил основные направления, на которых должна сосредоточиться ОСК. В первую очередь он выделил военное кораблестроение. “По-прежнему сохраняются проблемы со сроками и качеством выполнения заказов, включая и оборонные, в том числе неоправданно затягивается строительство и передача Военно-морскому флоту целого ряда атомных подводных лодок и надводных кораблей”, – заявил Путин. По его словам, на комплексное переоснащение флота выделяются значительные финансовые средства, “и, конечно, ВМФ вправе рассчитывать, что вооружение будет поступать вовремя, в срок и нужного качества, причем, в установленные в контрактах сроки и по конкурентным, обоснованным ценам”.
Акцент на военное кораблестроение в государственной политике России в последнее время прослеживается довольно четко. В марте заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин, давно известный своими государственническими взглядами, посетил Новороссийск, где заявил о необходимости ускорения создания базы Военно-морского флота в этом городе. При этом он подчеркнул, что в Новороссийске предполагается развивать не только судоремонтные военные мощности, но и судостроительные. “Нужно создать все необходимое здесь для Черноморского флота, чтобы он мог ремонтироваться в соответствии с имеющимися планами и пополнять свой состав”, – сказал тогда замглавы правительства.
Необходимость строительства Военно-морского флота вызвана как отставанием в этой области от других государств – потенциальных противников (Турция), так и включением России в “большую игру” за влияние в стратегически важном Средиземноморском регионе и на Ближнем Востоке, где без мощного флота делать нечего. “Еще раз подчеркну, в дальнейшем должна быть обеспечена нормальная, ритмичная работа по созданию кораблей военного назначения, и это одна из базовых задач нового руководства “Объединенной судостроительной корпорации”, – акцентировал внимание на военном кораблестроении Путин.
Что касается гражданского судостроения, то президент потребовал от ОСК наладить производство ледоколов, высокотехнологичных судов различного назначения, буровых и добывающих платформ, которые “имеют для нашей страны стратегическое значение”. “От этого напрямую зависит наращивание российского присутствия в Арктике и других районах Мирового океана, освоение природных богатств дальневосточных и северных морей, повышение экономической эффективности нефтегазовых проектов на континентальном шельфе”, – пояснил назначение этого флота Путин.
Он также потребовал наладить более тесное взаимодействие корпорации с потенциальными заказчиками таких судов – “Газпромом” и “Роснефтью”.
По словам Владимира Шмакова, в области гражданского судостроения ОСК сосредоточится на реализации проекта создания комплекса крупнотоннажного судостроения на базе дальневосточного завода “Звезда”, сроки которого, по словам Дмитрия Рогозина, были сорваны.
Глава ОСК отметил, что помимо этого необходимо заняться созданием научно-технического “задела” в отрасли, организовать работу по созданию перспективных разработок как военного, так и гражданского назначения и скорейшего их внедрения. Для этого, по его мнению, нужно усилить взаимодействие между корпорацией и ведущими научными центрами страны и отрасли – такими, как Крыловский государственный научный центр и Центр технологии судостроения и судоремонта.
Но и здесь не так все просто. В условиях кризисных явлений в мировой и отечественной экономике государство попросту неспособно финансировать все намечающиеся грандиозные проекты.
По словам генерального директора ФГУП “Атомфлот” Вячеслава Рукши, сказанным 23 мая в ходе Дня Мурманской области в Москве, Министерством финансов России так и не принято решение о государственном финансировании программы строительства атомных ледоколов. По его словам, это связано с новым требованием о привлечении негосударственного финансирования. “Первый ледокол мы получим в 2017 г., а конкурсы по второму и третьему откладываются”, – сказал Рукша. Напомним, что атомный ледокол в настоящее время строится на “Балтийском заводе” (Санкт-Петербург).
Кроме того, российские судостроительные предприятия, не имеющие доступа к “долгим” деньгам, с низкой производительностью труда, высокими затратами на энергообеспечение и прочее, вряд ли смогут конкурировать с предприятиями ведущих судостроительных держав в сегменте крупнотоннажного судостроения. По факту сейчас в России активно развивается судостроение мелко- и среднетоннажное, причем, это не связано с фактом существования ОСК – тем более, что в большинстве случаев речь идет о частных верфях.
В итоге вырисовывается картина, при которой ОСК вместо компании, имеющей амбиции занять достойное место на мировом судостроительном рынке, станет своеобразным “министерством судостроения”, которое будет заниматься распределением заказов со стороны государства (преимущественно на строительство военных кораблей) и государственных же сырьевых компаний (“Газпром”, “Роснефть”). (Би-порт/Машиностроение Украины, СНГ, мира)