В Украине появились предпосылки для прорыва в развитии собственной автомобильной индустрии. С одной стороны, этому способствовало решение о введении специальных пошлин на импорт новых легковых автомобилей, что позволит отечественному производителю увереннее чувствовать себя на внутреннем рынке, где первенство пока что неоспоримо принадлежало импортерам, конкурировать с которыми на равных наш автопром пока не готов. Наряду с этим недавно стало известно о том, что правительство хочет законодательно закрепить норму о закупке отечественных автомобилей для бюджетных программ. Как заявил вице-премьер Юрий Бойко, соответствующий закон будет внесен в ближайшее время в Верховную Раду.
Похоже, сигналы, подаваемые Украиной миру, а главное – инвесторам, услышаны. Об этом свидетельствует, в частности, приезд представителей Организации ООН по промышленному развитию (UNIDO), которая борется с нищетой в развивающихся странах путем препятствования их маргинализации и повышения производительности производства. В состав делегации UNIDO, возглавляемой руководителем проекта по предоставлению услуг в сфере бизнеса, инвестиций и технологий, Аднаном Серич, входит также директор Автомобильного кластера Словении, эксперт автостроения Душан Бушен. У него удалось взять эксклюзивное интервью.
– Расскажите для начала о цели вашего визита в Украину.
– Это очередной шаг нашего сотрудничества в области автомобильной промышленности. В 2011 г., в рамках визита в Украину бывшего президента Словении Данило Тюрка в присутствии президента Украины Виктора Януковича было подписано соглашение с Ассоциацией “Укравтопром” о совместных действиях по созданию в Украине автомобильного кластера. Словения тогда решила поддержать этот проект и финансово, и путем передачи нашего опыта. Теперь мы приехали вместе с экспертами UNIDO, которые тоже будут заниматься этим проектом.
– Как сказалось на сотрудничестве Украины и Словении в развитии украинского автопрома решение Украины о введении пошлины при импорте автомобилей?
– Одна из целей нашего сотрудничества – рост товарооборота и наращивание присутствия словенских компаний на украинском рынке. Я думаю, это решение только увеличит нашу мотивацию к работе на рынке Украины.
– Что представляет собой сегодня автомобильный кластер Словении?
– Это некоммерческое партнерство поставщиков автомобильных компонентов для автомобильной промышленности. В работе кластера участвуют 57 заводов, шесть институтов поддержки и 26 тыс. работников. В прошлом году товарооборот кластера превысил 3,3 млрд. евро, из них 80% составляет экспорт. Главные покупатели нашей продукции – заводы в Германии (40% экспорта), Франции (21%), Италии (8%), бывшей Югославии, главным образом, Сербии (8%), Австрии (6%), Испании (4%). Но для нас важен также и рынок СНГ и России. Ему мы уделяем большое внимание, и он уже потребляет примерно 5%.
– Вы не упомянули Украину…
– Пока с Украиной работает не много наших автозаводов. Одним из самых крупных словенских партнеров Украины является компания РРG Helios, поставляющая автоэмали и автомобильные краски и Запорожскому автозаводу, и заводу “Богдан”, а также инжениринговая компния Rico. Началу сотрудничества с “Укравтопромом” способствовали наши успехи в создании автомобильного кластера в России, в Самаре и Тольятти, на базе завода АвтоВАЗ. Там уже работают четыре совместных словенско-российских предприятия, которые в прошлом году поставили на АвтоВАЗ, заводы “Форд”, “Рено” и другие больше чем на 40 млн. евро продукции. Достаточно сказать, что в начале создания автокластера в Самаре с Россией сотрудничало только 11 словенских предприятий. Их оборот составлял приблизительно 20 млн. евро. Сейчас их больше 25, а за прошлый год товарооборот превысил 75 млн. евро. И этот опыт очень заинтересовал украинских автомобилестроителей.
– Знакомы ли Вы с зачатками автомобильного кластера в Запорожье, где вокруг крупного автомобильного предприятия возникают мелкие и средние? Что вы можете о нем сказать?
– Я был на этом заводе полтора года тому назад, знакомился с его мощностями, номенклатурой производства, опытом. Сейчас у многих словенских компаний появился интерес к сотрудничеству с этим предприятием. Мы считаем, что перспективы у него, да и у украинского автомобильного рынка в целом, очень большие. Многие работы он может передавать в аутсорсинг, что существенно улучшит конкурентоспособность не только завода, но и всего запорожского региона. И именно это является одной из целей нашего проекта. Мы надеемся получить здесь такой же или даже больший результат, чем в Самаре.
– Каким Вы видите украинский автомобильный кластер? Что он буде собой представлять? Сколько предприятий нужно создать вокруг головного завода – ЗАЗа? Чем их можно и нужно загрузить? Как будут строиться связи между заводом и предприятиями малого и среднего бизнеса, которые будут с ним работать? В чем будет состоять ваша помощь? Вы приведете сюда словенские предприятия или же будете способствовать подключению к кластеру местного малого и среднего бизнеса?
– Я предполагаю, что в Украине, так же как и у нас, кластер должен представлять собой некоммерческое партнерство. Его основная часть будет находиться на территории Запорожья и области. Таким образом, мы дадим стимул для развития и всестороннюю поддержку малому и среднему бизнесу, который уже работает или начнет работать в окружении Запорожского автомобильного завода. Поддержка может быть самая разная. С ее конкретными направлениями мы определимся немного позже, когда тщательно изучим ситуацию.
Думаю, некоммерческое партнерство, то есть кластер должен поддержать инвестиции в развитие производства, в новые решения, выход этих предприятий на мировой рынок, способствовать обучению и повышению квалификации кадров. Тут есть большое поле деятельности для наших институтов поддержки. Кроме того, кластер обеспечит ЗАЗу, а также работающим с ним малым и средним предприятиям связь с правительственными структурами, с партнерами в других отраслях промышленности. Усилия внутри кластера будут множиться с помощью синергии. Министерства не смогут игнорировать и, наоборот, будут поддерживать проекты, созданные в недрах кластера. Наш двенадцатилетний опыт об этом убедительно свидетельствует. Правительство Словении с нами считается и эффективно поддерживает все наши начинания и, конечно, вкладывает значительные ресурсы в развитие словенского автопрома. Ведь он обеспечивает больше 20% ВВП Словении и больше 21% экспорта нашей страны. Автопром считается стратегической отраслью промышленности и всей нашей экономики.
– Предусмотрена ли какая-то финансовая поддержка украинским малым и средним предприятиям, которые потенциально могут входить в кластер?
– Да, она будет предоставляться в течение трех лет. Ресурсы для этого есть. Со словенской стороны будет выделено приблизительно 180 тыс. евро технической помощи. Ее предоставит кластеру также UNIDO, которая будет управлять этим проектом, тогда как украинские и зарубежные специалисты будут работать над его реализацией.
– Видите ли Вы перспективу для того, чтобы в Запорожском кластере родился первый украинский электромобиль, что впоследствии скажется и на экономии горючего, которое Украина, главным образом, импортирует, и на экологии наших городов, которую не назовешь благоприятной для человека?
– Я не совсем в курсе того, как развивается это направление в Украине. Но в Словении электромобили уже играют заметную роль. Компания, где я раньше работал, является поставщиком систем управления движением электромобиля “Рено”. Однако развитие производства электромобилей в большой степени зависит от развития инфраструктуры для производства таких машин. У нас, например, при участии правительства уже создан так называемый Центр электромобильности, который будет разрабатывать новые решения для электромобилей. Я хотел бы познакомиться с тем, какую стратегию избрала Украина в этом направлении. Я уверен, что для крупных городов, а тем более для вашей столицы Киева, где живет примерно 3 млн. человек, это – будущее. И еще одно. Если заниматься электромобилем, то нужно развивать также многие альтернативные источники энергии.
Я считаю, что у Украины для этого очень большие и пока неиспользуемые возможности. У вас более 40 млн. жителей, а машин в стране продается столько, сколько и в Словении, где население всего 2,5 млн. человек. Пошлина на импорт, экологический сбор на утилизацию автомобилей – все это меры, которые позволяют нашим копаниям рассматривать ваш рынок как очень интересный для прихода сюда словенских компаний и их совместной работы с украинскими автопроизводителями в рамках единого кластера или кластеров. Сейчас мы только в начальной стадии нашего проекта и начинаем его с анализа возможностей автокластера в Запорожье, который мы намечаем провести в течение трех месяцев. Одна из проблем, с которой мы стакивались и в Словении, заключается в том, что квалифицированных кадров для развития производства вроде бы и достаточно, но вопрос в том, адекватна ли их подготовка современным требованиям, современному уровню развития автоиндустрии. В нашем кластере специалисты постоянно, при помощи институтов поддержки, изучают лучший современный опыт… И это позволяет нам наращивать конкурентоспособность и экономить ресурсы. Я думаю, этим нужно будет заниматься и Запорожскому автокластеру. Причем связь бизнеса и институтов поддержки должна быть не односторонней. Наши компании, участвующие в кластере, очень много сделали для развития учебно-технической базы институтов, которая должна быть даже не на уровне современного производства, а впереди.
Михаил Резник, президент Ассоциации “Укравтопром”: “Украина имеет план создать пять автомобильных кластеров в зонах, где и сегодня сосредоточено автостроение. Это Кременчуг, где работает два завода “КрАЗ”: гигант, выпускающий большегрузные автомобили и КрАСЗ. Это Черкассы, где построен новый завод производительностью 120 тыс. автомобилей в год. Это Закарпатская область, где созданы мощности по производству автомобилей “Еврокар”, и Запорожский завод – флагман нашего автомобилестроения. А также Кировоградский регион, где развивается автосельхозмашиностроение. Словения для нас – это пример того, как с помощью Евросоюза созданы все условия для ведения малого и среднего бизнеса в автопроме. В этом году мы получаем грант от UNIDO на создание автокластера в Запорожье. Частично расходы берет на себя также правительство Словении, а частично Украина. Вместе с Бушеном специалисты UNIDO будут составлять для нас дорожную карту организации такого кластера. Мы хорошо видим потенциал словенских автостроительных компаний, которые сегодня уже работают на конвейер “Рено”. Они вполне могли бы перенести свои опыт и знания на один из конвейеров в Украине, и первым, я думаю, будет конвейер в Запорожье, где эту инициативу, направленную в основном на создание новых рабочих мест, активно поддерживают и в облгосадминистрации, и в мэрии. Строить этот кластер мы будем, конечно, сами. А наши гости помогут создать соответствующую программу, которая рассчитана на 2013-2014 гг. И в 2015 г., мы надеемся, кластер приобретет свои очертания…”. (День/Машиностроение Украины, СНГ, мира)
Важные сообщения:
http://ukrmach.dp.ua/2013/05/22/pravilnyj-vybor-shvejnoj-mashinki.html
http://ukrmach.dp.ua/2013/03/07/proizvodstvo-avtostekla-v-uzbekistane.html
http://ukrmach.dp.ua/2013/02/11/avtomobilnye-farkopy-iz-italii-proizvodstva-umbra-rimorchi.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/12/11/ssha-boeing-737max-dostig-etapa-utverzhdenie-koncepcii.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/12/11/ukraina-startovali-prodazhi-peugeot-408.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/12/05/ukraina-avtoimportery-obedinilis-s-chastyu-avtoproizvoditelej.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/11/08/rossiya-honda-motor-co-ltd-rasskazala-o-komplektaciyax-cr-v.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/07/22/ukraina-avtomobilnyj-rynok-v-mae-2012-goda-pokazal-rost.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/09/24/yaponiya-mazda-motor-anonsirovala-shesterku-v-kuzove-universal.html