Североамериканская ракетно-космическая индустрия не пострадала от недавней глобальной рецессии. Наоборот, в США в этой отрасли даже отмечался рост, что связывают прежде всего с высокой деловой активностью в секторе коммерческих спутников связи, оборот которого за последние 5 лет увеличился на 50%. В Канаде доходы ракетно-космической индустрии в 2011 г. превысили $0,9 млрд. благодаря значительным продажам оборудования и услуг, применяемых в сферах связи и навигации, роботизации и автоматизации, аэрокосмической разведки и съемки. Разрабатываемая Северной Америкой высокотехнологичная продукция позволяет ей оставаться решающим игроком на данном рынке.
Согласно данным американской Ассоциации аэрокосмических фирм (Aerospace Industries Association – AIA), годовой оборот рассматриваемой отрасли в США составляет около $45 млрд., а число напрямую занятых в ней сотрудников – 70 тыс. В Канаде, по свидетельству аналогичной отраслевой ассоциации, в ракетно-космической индустрии работает более 5 тыс. человек, из которых 2 тыс. представляют собой инженеров и ученых.
Ракетно-космическая отрасль Северной Америки представлена такими крупными компаниями, как Boeing, Lockheed Martin, Loral, Orbital Sciences Corporation, Sierra Nevada, SpaceX, Telesat”, The Spaceship Company и NovoAtel, а также Национальным управлением по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) и Министерством обороны.
Предполагается, что в ближайшие пять лет годовой бюджет НАСА должен оставаться на уровне $17,7 млрд.; до такой суммы он был урезан в 2012 г., а годом ранее составлял $18,5 млрд.
Если раньше данные со спутников дистанционного зондирования Земли в США использовали только правительственные организации, то в настоящее время большой интерес к ним проявляют также компании, занятые в горнодобывающей промышленности, информатике и сельском хозяйстве. Разработкой таких спутников в стране занимаются GeoEye и Digital Globe.
Для будущих запусков людей и грузов к Международной космической станции НАСА планирует использовать частные компании. С этой целью управление активно работает над привлечением в ракетно-космическую индустрию новых игроков.
Приводимые ниже данные журнала Aviation Week характеризуют производство ИСЗ американскими компаниями Lockheed Martin (I), Loral (II) и Boeing (III) в 2011-2015 гг. (млрд. $):
I | II | III | |
2011 г. | 3,6 | 1,3 | 0,7 |
2012 г.* | 3,1 | 1,4 | 0,9 |
2013 г.** | 2,7 | 0,6 | 1,7 |
2014 г.** | 2,4 | 0,5 | 0,9 |
2015 г.** | 0,7 | 0,5 | 0,9 |
* – оценка; ** – прогноз.
В сентябре 2011 г. НАСА представило программу разработки SLS – сверхтяжелой ракеты-носителя для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты. Ракета создается вместе с капсулой Orion и сможет отправлять в дальние космические путешествия до 4 астронавтов. Затраты на данную программу, одной из долгосрочных целей которой является освоение планеты Марс, оцениваются в $10 млрд.
НАСА выступило также с идеей замены парашютов, используемых в настоящее время при возвращении космонавтов на Землю, роторной системой, которая обеспечивала бы мягкое приземление в определенном месте. В настоящее время в лабораториях управления протестированы два уменьшенных макета такой капсулы-вертолета.
Обладателями третьей части грантов НАСА на разработку коммерческого пилотируемого космического корабля стали компании SpaceX, Boeing и Sierra Nevada Corporation, получившие соответственно $440 млн., $460 млн. и $212,5 млн. Наибольших успехов на данном поприще достигла SpaceX, беспилотная космическая капсула которой (названная Dragon) успешно вернулась на Землю после недельного пребывания в космосе. Капсула доставила на МКС 455 кг полезного груза, после чего, как и предполагалось, упала в воды Тихого океана.
На рынке ракет-носителей США наиболее продвинутым игроком считается SpaceX, портфель заказов у которой уже насчитывает более 40 запусков. Ее основными ракетами-носителями являются Falcon 1 и Falcon 9, предназначенные для тяжелых спутников. В 2011 г. компания объявила о производстве самой мощной ракеты-носителя на планете – Falcon Heavy Rocket, которая является модификацией Falcon 9 и способна вывести на орбиту спутник массой 53 т. Первый запуск последнего запланирован на текущий год.
И, наконец, необходимо отметить появление в США туристического космического корабля SpaceShipTwo, разработанного компанией Virgin Galactic. Корабль уже прошел летные испытания без двигателя и в ближайшее время будет оснащен гибридным ракетным двигателем. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)