В 2011 г. расходы на информационные технологии в Чили составили примерно 1,7% ее ВВП, тогда как в целом по миру этот показатель колебался в основном в пределах 2,0-2,5%. В докладе, подготовленном в указанном году Всемирным экономическим форумом, указывается, что Чили по степени проявляемого намерения активно использовать предоставляемые ИКТ возможности занимает 39-е место (из 133), т. е. опережает все латиноамериканские страны (за исключением Барбадоса), а также такие относительно благополучные государства, как Италия, Польша и Оман.
По данным аналитической компании International Data Corporation, в 2011 г. затраты на информационные технологии в Чили возросли по сравнению с предыдущим годом на 14,8% до $5,3 млрд., а в 2012 г. – на 13,6%. Около 63% названной суммы, распределившейся поровну между государственным и частным секторами, приходилось на компьютерное оборудование, 13% – программное обеспечение (ПО) и 25% – информационно-коммуникационные услуги. Следует также отметить, что в спросе на оборудование доминировали переносные компьютеры, их было продано 1659 млн. шт. против 1291 млн. в 2010 г. Что же касается настольных компьютеров, то их продажи сократились за указанный период с 508 тыс. до 490 тыс. шт. Важно указать на увеличение в этих продажах доли небольших многофункциональных моноблоков. По данным исследовательской компании GFK Chile, в 2012 г. их было реализовано на 51,9% больше, чем в 2011 г., тогда как традиционных настольных компьютеров – на 47,5% меньше.
Ноутбуки начального уровня, сверхпортативные компьютеры и планшетники вытесняют из продаж настольные компьютеры и нетбуки. Особенно быстро растет спрос на планшетные компьютеры: если в сентябре 2010 г . на них приходился только 1% общего видимого потребления переносных компьютеров в Чили (или около 600 шт.), то в апреле 2011 г. – марте 2012 г. – уже 8% (доля ноутбуков равнялась 66% и нетбуков – 26%).
ПО, приобретаемое частными чилийскими фирмами, предназначено в основном на решение их управленческих задач, а используемое государственным сектором – на создание Интернет-порталов, призванных сделать правительственные услуги более доступными для населения.
ПО для автоматизации конторских работ применяют 93,4% как крупных, так и мелких компаний Чили, для решения задач, связанных с безопасностью, – 83,8% и для планирования – 70,5%. Что же касается программ, предназначаемых для составления отчетности, выставления счетов и управления финансами, то их мелкие фирмы используют пока в меньшей степени, чем крупные.
Заметное положительное воздействие на объем продаж ПО в стране оказали рост государственных инвестиций в горнодобывающую промышленность и расширение применения облачных компьютерных систем, создающих потребность в программах специального формата. Более 80% всех продаж ПО в Чили приходится на столицу Сантьяго и 6,8% – на близлежащую провинцию Вальпараисо.
Собственное производство программного обеспечения в Чили остается ограниченным. Для его стимулирования правительство оказывает компаниям финансовую помощь и принимает ряд других мер для того, чтобы сделать Чили узловым центром ИКТ в Латинской Америке.
Согласно оценке Министерства торговли США, импорт компьютеров и их компонентов в Чили в 2012 г. составил $1,43 млрд. против $1,25 млрд. в 2011 г. и $1,07 млрд. в 2010 г. Доля в нем портативных устройств (включая планшетники) равнялась 55%, причем 88% этих устройств было ввезено из КНР, 8% – из США, 2% – из Сингапура и по 1% – из Японии и других стран.
Главными марками персональных компьютеров, импортированных в Чили в 2011 г., стали Hewlett-Packard (их доля в общем ввозе составила 31%), Samsung (16%), Lenovo (9%), Apple (9%), Sony (8%), Dell (7%), Toshiba (5%), Acer (3%).
Крупнейшими странами-поставщиками компьютеров и программного обеспечения на чилийский рынок являются КНР и США. Среди компаний лидером по продажам в Чили ноутбуков и планшетников в I полугодии 2012 г. была Samsung. В сегменте настольных и переносных компьютеров прочные позиции занимали также фирмы HP, Lenovo и Acer, а планшетников – Apple. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)