Доля деталей из углепластиков в конструкции самолета Sukhoi Superjet 100 составляет около 18%, тогда как в новом пассажирском среднемагистральном самолетеМС-21 доля композитов достигнет почти 40%. В конструкции МС-21 предусмотрено использование панелей крыла и центроплана, а также агрегатов хвостового оперения, изготовленных из полимерных композиционных материалов (ПКМ).
Основным центром компетенций, отвечающим за разработку технологии, опытное изготовление образцов и серийное производство деталей кессона киля и стабилизатора из композитов для МС-21, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) определила ОАО “ОНПП “Технология””, входящее в холдинговую компанию “РТ-Химкомпозит”. Сборка деталей из композиционных материалов будет производиться в ЗАО “Авиастар-СП”.
“В рамках работ по общей и специальной квалификации материала и конструкции деталей кессона киля и стабилизатора самолета МС-21 уже проведен большой объем работ по изготовлению и поставке стандартных и конструктивно-подобных образцов — около 5000 штук”, — рассказывает генеральный директор холдинговой компании “РТ-Химкомпозит” Сергей Сокол. После изготовления и проведения сборочных работ на ЗАО “Авиастар-СП” конструктивно-подобные образцы поступают в ЦАГИ для испытаний. В настоящее время наряду с отработкой технологий ведется подготовка производства натурных элементов конструкций кессона киля и стабилизатора самолета МС-21, изготовление крупногабаритной неметаллической оснастки для выкладки и формования деталей.
“В качестве основной при изготовлении деталей кессона киля и стабилизатора принята технология автоклавного формования, — рассказывает Сергей Сокол. — Для реализации этой технологии предусмотрено широкое использование автоматизированной выкладки препрегов в сочетании с автоматизированным раскроем препрегов и выкладкой заготовок, с использованием систем лазерного проецирования. Подготовка производства для автоматизированной выкладки, раскроя и лазерного проецирования заготовок при ручной выкладке полностью автоматизирована и реализована на основе программного продукта FiberSim”.
Учитывая высокий уровень требований к физико-механическим характеристикам, заложенным в исходную конструкцию деталей кессона киля и стабилизатора, а также необходимость сертификации конструкции на соответствие международным требованиям, в качестве исходных материалов корпорация “Иркут”, разрабатывающая конструкцию самолета, выбрала препреги фирмы Hexcel. Фирма Hexcel обеспечивает поставку препрегов как для опытных образцов, так и для серийного производства деталей.
Серийное производство деталей кессона киля и стабилизатора для самолета МС-21 будет организовано в ОАО “ОНПП “Технология””. Уже в настоящее время проводятся работы по модернизации производственно-технологической базы ОАО “ОНПП “Технология”” в рамках средств федеральных целевых программ.
По словам Сергея Сокола, вопрос организации в России масштабного производства конструкций из композиционных материалов, особенно для применения в гражданском авиастроении, имеет актуальное значение. В первую очередь для масштабного производства необходимо широкое внедрение и эффективное использование новых инновационных технологий, закупка передового оборудования, создание методологической базы проектирования и изготовления конструкций из композиционных материалов в соответствии с международными требованиями. Особое место занимает стандартизация в отечественном авиапроме использования исходных материалов для производства изделий из ПКМ (препрегов, клеев, паст, армирующих наполнителей типа сильвербонд и т. п.) с учетом необходимости сертификации гражданских воздушных судов по международным правилам. Данные процедуры должны быть отработаны на базе работ по самолету МС-21 и внедрены для использования в будущих проектах в целях минимизации средств и сроков, затрачиваемых на проектирование и постановку объекта авиационной техники на производство. (ato.ru/Машиностроение Украины. СНГ, мира)