Иностранные продуценты солнечных элементов хотят расширить поставки этих изделий в Японию, где летом должна вступить в действие кредитная программа Buyback, стимулирующая использование возобновляемых источников энергии. В настоящее время наиболее крупными изготовителями солнечных элементов в мире считаются китайские компании JA Solar, Suntech Power, Trina Solar и Yingli Green Energy, германская Q-Cells, канадская Canadian Solar и японская Sharp.
Японский рынок привлекает иностранных поставщиков солнечных элементов не только названной программой, но и более высокими удельными ценами на данные изделия (в среднем превышение составляет около 70%). В состоявшейся в начале декабря выставке фотогальванической отрасли Японии (PV Japan) участвовало около 250 компаний из различных стран. Одной из них была Canadian Solar, которая имеет производственную базу в КНР и поставляет на японский рынок солнечные батареи бытового назначения. Согласно планам этой компании, ее поставки в Японию в 2012 г. более чем в 4 раза превысят уровень 2011 г. и составят 150 тыс. кВт. Данное увеличение должны обеспечить батареи для крупных солнечных станций.
Амбициозные планы в отношении японского рынка имеют также Suntech Power (крупнейший продуцент солнечных элементов в мире) и Q-Cells (главный игрок на европейском рынке этих изделий); обе компании намерены удвоить или утроить их продажи в Японии. Такие намерения продиктованы прежде всего возможностью получения в данной стране высоких прибылей, ибо средняя удельная цена солнечных элементов приближается там в настоящее время к 170 тыс. иен/кВт, тогда как в Европе, например, она эквивалентна примерно 100 тыс. иен (следует отметить, что за последние 6 месяцев оба эти показателя сократились более чем на 20%). Если же говорить о доле Японии в мировых продажах солнечных элементов, то она незначительна – менее 6%.
В настоящее время спрос на солнечные элементы в мире оценивается примерно в 20 млн. кВт, а мощности по их производству – более чем в 50 млн., что порождает весьма значительное избыточное предложение. Инвестиции в данную отрасль начали быстро расти в 2009 г., когда в европейских и некоторых других странах возобновляемая энергетика была объявлена главным средством борьбы с глобальным потеплением климата Земли. Правительство КНР, например, решило тогда предоставить через государственные банки четырем крупным национальным продуцентам солнечных элементов кредиты на $21 млрд.
Рост внимания властей и общественности к возобновляемым источникам энергии способствовал тому, что число поставщиков солнечных элементов в мире с производственными мощностями более 1 млн. кВт увеличилось к настоящему времени до 20 с 6 в конце 2010 г. Половина этих поставщиков находится в КНР.
Однако после значительного крена в пользу солнечной энергетики многие страны, включая ФРГ и Италию, сократили программы поддержки этой отрасли, в результате чего к весне 2011 г. предложение гелиооборудования на рынке существенно превысило спрос на него. В августе указанного года из-за падения цен на солнечные элементы обанкротилась американская фирма Solyndra LLC.
В Японии ценовая конкуренция на рассматриваемом рынке была не столь интенсивной, как в других странах. Из-за сильной приверженности местных потребителей к национальным брэндам там доминировали в основном четыре японских продуцента солнечных элементов, включая Sharp и Kyocera, тогда как в Европу в значительных количествах поступала дешевая продукция из Китая и других государств.
Для иностранных поставщиков солнечных элементов Япония представляет собой сейчас нечто вроде рая, где с помощью более высокой нормы прибыли и кредитной политики Buyback они хотят возместить потери, понесенные в Европе. Между тем японские продуценты в целях снижения издержек пытаются в настоящее время переводить свои производственные мощности за пределы собственной страны. Sanyo Electric Co объявила недавно о намерении изготовлять солнечные элементы в Малайзии и таким образом обеспечить двузначное в процентном выражении сокращение производственных затрат.
Что же касается крупнейшего японского продуцента – фирмы Sharp, то она планирует оставаться конкурентоспособной путем разработки и производства солнечных элементов, которые были бы не только более эффективными в техническом отношении, но и в большей степени учитывали специфику японского рынка, в частности меньшие по размеру крыши японских домов. Эта компания не намерена терять позиции лидера на внутреннем рынке, где она получает 50-80% всех ее доходов от продажи солнечных элементов.
Когда-то Sharp вместе с другими японскими продуцентами входила в число крупнейших мировых поставщиков солнечных элементов, но в последние годы опустилась на шестое место. Сейчас ей придется отстаивать свои позиции и в самой Японии, где нарастает конкуренция со стороны иностранных поставщиков. За 6 месяцев, окончившихся в сентябре 2011 г., импорт указанных изделий в страну увеличился до 17,5% их совокупных отгрузок японскими компаниями на внутренний рынок. По сравнению с I полугодием 2010/11 ф. г. этот показатель увеличился на 3%-ных пункта и стал рекордным. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)