Бизнесмен Сергей Тарута, контролирующий через ISD Polska 75% Гданьской судоверфи, продолжает переговоры с владеющим 25% долей Польским агентством развития промышленности (ARP S.A.) о путях сохранения предприятия в работоспособном состоянии, рассчитывая прийти к взаимопониманию в этом вопросе.
“К сожалению, судостроительная отрасль умирает, в том числе в Восточной и Западной Европе. Поэтому без совместных действий с правительством очень сложно будет судоверфь оставить в работоспособном состоянии”, – сказал он.
С. Тарута отметил, что Гданьская судоверфь уже частично переориентирована на выпуск другой продукции, но полностью заместить падение в судостроении такие меры пока не могут.
Он также напомнил, что у предприятия существуют старые обязательства по выделенной государством помощи на реструктуризацию. “Только совместно с ARP, нашим партнером по предприятию, можно будет решать вопросы… Со стороны кажется, что ARP не совсем партнер. Но мы сейчас ведем диалог, надеемся, что найдем взаимопонимание”, – сказал бизнесмен.
Комментируя ситуацию в корпорации ИСД, где он вместе с Олегом Мкртчаном владеет 49,99%, С. Тарута отметил, что ситуация остается сложной из-за неблагоприятной конъюнктуры внешних рынков и слабого внутреннего рынка, потребляющего лишь 15% производимой в стране металлургической продукции. “Внешние рынки сегодня слабые, очень низкие цены. Можно поставлять продукцию только путем снижения цен, а себестоимость сегодня, к сожалению, высокая. Сегодня, в принципе, все работают ниже себестоимости, и долго выдержать будет очень сложно без больших вливаний”, – сказал бизнесмен.
Он отметил, что в ближайшее годы благодаря завершению давно начатых корпорацией модернизационных проектов себестоимость продукции ИСД снизится, что позволит корпорации стать более конкурентоспособной. “А до этого – вливания, вливания, вливания”, – сказал С. Тарута.
Он добавил, что российские партнеры, владеющие остальной 50,01% долей помогают и осуществляют необходимые вложения.
ARP и ISD Polska ведут спор о необходимости и способах докапитализации Гданьской судоверфи, оказавшейся в сложной финансовой ситуации, а также о выполнении плана ее реструктуризации. Госагентство отмечало, что невыполнение плана реструктуризации может привести к решению Еврокомиссии о возврате этих средств, общая сумма которых с 2004 г. достигла 550 млн. злотых ($162,7 млн.). Из-за затягивания переговоров в этом году несколько раз переносилось собрание акционеров, а работники поднимают вопрос о забастовке.
Судостроительный бизнес в настоящее время не имеет отношения к корпорации “ИСД”. Она была основана в 1995г. Является интегрированной холдинговой компанией, владеющей пакетами акций предприятий горно-металлургического комплекса. В состав корпорации входят Алчевский меткомбинат, ДМК им. Дзержинского, меткомбинат Dunaferr (Венгрия) и ISD – Huta Czestochowa (Польша).
В январе 2010 г. было объявлено о покупке 50%+2 акции украинской корпорации консорциумом инвесторов во главе с Александром Катуниным (владелец швейцарского трейдера Carbofer, экс-совладелец Evraz) при финансовой поддержке российского “Внешэкономбанка” (ВЭБ). Собственниками 49,99% акций ИСД остались действующие акционеры – С. Тарута и О. Мкртчан.
После кризиса 2008 г. и падения цен на металлопродукцию ИСД испытывает финансовые трудности в связи со значительными кредитами, привлеченными ранее для реализации крупных инвестпроектов, и находится в переговорах о реструктуризации этой задолженности. В то же время ни общая сумма долга, ни детали переговоров не разглашаются, хотя инвестиционные аналитики оценивали ее в 2009 г. в $2,8 млрд. (Интерфакс-Украина/Машиностроение Украины, СНГ, мира)