Украинские производители автомобилей до сих пор не могут выйти на положительную динамику производства. По мнению операторов рынка, такие результаты стали следствием практически полной остановки экспорта продукции в Россию. Но введенные ограничения для импортной продукции на внутреннем рынке уже позитивно повлияли на работу украинских компаний, которые рассчитывают добиться положительной динамики роста производства уже в следующем году.
В ассоциации “Укравтопром” сообщили, что украинские производители легковых автомобилей в январе-сентябре снизили выпуск продукции на 45,4% до 30 тыс. автомобилей. Председатель правления Запорожского автозавода (ЗАЗ) Сергей Филипенко говорит, что основная причина невысоких результатов – практически полное отсутствие экспорта на рынок России. Еще одной причиной, по мнению директора по маркетингу Группы “АИС” (владеет Кременчугским автосборочным заводом; КрАСЗ) Сергея Боровика, стала непростая экономическая ситуация в Украине: “Автомобилизация страны является главным проявлением благосостояния нации”.
Среди крупнейших предприятий страны положительную динамику продемонстрировал только КрАСЗ, увеличив выпуск автомобилей почти вдвое до 4,5 тыс. Сергей Боровик рассказал, что рост производства был вызван увеличением спроса на автомобили Geely и Ssang Yong. По его словам, начиная с мая и по настоящее время завод смог освоить производство новых популярных моделей – Geely Emgrand 7, Emgrand X7, Geely MK Cross и Ssang Yong Rexton W. КрАСЗ смог возобновить производство и расширить модельный ряд выпускаемых автомобилей Geely после введения с 13 апреля специальных пошлин на автоимпорт.
Флагман отечественного автопрома ЗАЗ сократил производство на 60% до 12,8 тыс., “Еврокар” – на 30% до 7,6 тыс., а корпорация “Богдан” – на 48% до 5,03 тыс.
Участники рынка отмечают, что производство приходилось перестраивать в течение года из-за разных факторов. “Мы рассчитывали на то, что представители правительств обоих государств смогут достичь отмены утилизационного сбора для украинских производителей и для российских компаний в Украине. Этого не произошло, и нам пришлось распродавать склад автомобилей, предназначенных для российского рынка, в ущерб производству”, – сообщил Филипенко.
В “Еврокаре” отметили, что спад выпуска продукции объясняется переходом производства флагманской модели Octavia A5 на A7 и запуском Rapid – новые марки стали выпускать лишь в марте и июне соответственно. В корпорации “Богдан” не удалось получить комментарии. Но ранее на предприятии заявляли, что завод не выпускал автомобили до мая. А принять производственную программу компания смогла лишь после того, как стало известно о введении спецпошлин на импортные автомобили. Кроме того, в сообщении предприятия говорится, что в сентябре технологические линии Черкасского автозавода были остановлены для настройки серийного производства новых автомобилей, в частности JAC.
Улучшения ситуации участники рынка ожидают уже в следующем году. “Сейчас уже виден тренд по росту спроса на наши автомобили, что доказывает выход с мая ЗАЗа в лидеры по объему продаж. В следующем году мы рассчитываем увеличить объемы производства минимум вдвое. Этому должны способствовать продажи на внутреннем рынке, а также увеличение поставок автомобилей на экспортные рынки”, – говорит Сергей Филипенко. Он уточнил, что положительным моментом для производства может стать начало выпуска новых моделей на ЗАЗе, сейчас руководство предприятия обсуждает с партнерами такую возможность. На “Еврокаре” и “Богдане” также рассчитывают выйти на положительную динамику, а на КрАСЗе – увеличить производство за счет выпуска новых и обновленных моделей. По словам Сергея Боровика, оптимизма производителям должен добавить тот факт, что объемы экспорта при сохранении текущей ситуации больше не будут существенно сокращаться – они и так уже минимальны. “Государственная политика по поддержке отечественных производителей начала действовать только в апреле и сентябре, а в 2014 г. влияние этого фактора усилится”, – говорит Боровик. (Коммерсант-Украина/Машиностроение Украины, СНГ, мира)