Поговорить с топ-менеджером одной из крупнейших автомобильных компаний всегда интересно, такая возможность появляется нечасто, сразу же в голове возникает масса вопросов. Какие новинки ждут нас в ближайшем будущем? Какие модели входят в Топ-10 в списке продаж? Каковы темпы роста автомобильного рынка?
Все это, конечно, любопытно, но на самом деле намного важнее другое: как эта компания видит будущее? Что считает наиболее значимым в прошлом? Сегодня о “философских” вопросах развития казахстанского авторетейла согласился побеседовать Сергей Соснов, директор департамента стратегического развития, мониторинга и оценки Группы компаний “БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО”.
– Сегодня в СМИ одна из главных тем для разговоров, связанных с вашим холдингом, – сотрудничество с ОАО “АвтоВАЗ” по строительству автосборочного производства полного цикла в Усть-Каменогорске. На каком этапе этот проект сейчас?
– В этом году в Усть-Каменогорске приступят к строительству комплекса по сварке, окраске кузова, выпуску автомобилей и комплектующих мощностью 120 тыс. единиц в год. Подобной стройки регион не помнит со времен строительства таких производств, как УМЗ, ТМК, СЦК. Официальный старт проекту дан в ноябре.
В настоящее время на реализацию проекта направлено более $21 млн. Общий объем инвестиций составит порядка $400 млн.
В 2016 г. будут единовременно введены мощности по сварке, окраске и сборке автомобилей в объеме до 60 тыс. единиц в год. На втором этапе производственная мощность предприятия будет увеличена до 120 тыс. автомобилей ежегодно. Исходя из текущих рыночных прогнозов, мы ожидаем полной загрузки второй очереди к 2019-2020 гг. При этом автосборочное производство, действующее в Усть-Каменогорске с 2002 г. на базе АО “АЗИЯ АВТО”, продолжит работу в прежнем режиме.
Таким образом, за первые семь лет работы объемы выпуска достигнут отметки 500 тыс. автомобилей на $6 млрд. С выходом на проектную мощность будущие производства позволят создать до 12 тыс. новых рабочих мест и увеличить ежегодный объем ВВП Казахстана на $1 млрд.
– А есть ли необходимость в производстве таких объемов? И как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке новых автомобилей? Каковы перспективы его развития?
– О покупательской способности казахстанцев свидетельствует динамика продаж легковых автомобилей в нашей стране. За восемь месяцев было продано более 98 тыс. единиц, на 75,2% выше аналогичного значения прошлого года. Как видите, спрос растет высочайшими темпами. Группа компаний “БИПЭК АВТО” дополнительно увеличила рыночное присутствие с 51,1% в августе 2012г. до 53,1% в августе 2013 г.
Продажи автомобилей, выпускаемых “АЗИЯ АВТО”, демонстрируют еще более мощный рост и опережают рынок: увеличение объемов сбыта за восемь месяцев превысило 94% (16573 реализованных автомобиля против 8543 в тот же период 2012 г.). Сегодня на наш завод приходится без малого пятая часть всех легковых автомобилей, приобретаемых на территории республики (вне зависимости от страны-производителя).
На повестке дня предприятия – вопрос ускорения темпов производства, чтобы соответствовать растущему потребительскому спросу.
Это подразумевает расширение номенклатуры доступных автомобилей на наших региональных складах и сокращение очередей на поставку заказанных автомобилей.
Внутренний рынок растет настолько уверенно, что позволяет прогнозировать положительную динамику еще в течение нескольких лет. Поэтому из планового объема выпуска автозавода полного цикла лишь 20-30 тыс. будет уходить на внешние рынки. И если только мы переведем производство на работу в три смены и увеличим годовой выпуск до 180 тыс., то экспортный объем, по нашим оценкам, можно нарастить до 40-50 тыс. автомобилей в год.
Все это доказательство того, что мы движемся в правильном направлении.
– Как вы смотрите на растущую конкуренцию? Ведь ваша компания представляет точку зрения одного из игроков рынка.
– Разумеется, мы как коммерческая организация стремимся удерживать как можно большую долю рынка, что, кстати говоря, у нас неплохо получается. Компания стабильно занимает более 50% автомобильного рынка. Каждый второй из тех, кто покупает новый автомобиль, приобретает и обслуживает его у нас. Я совершенно убежден: конкуренция в любой отрасли жизненно необходима, благодаря ей мы не стоим на месте, постоянно развиваемся.
При этом более важной целью для нас является не количество проданных автомобилей – в первую очередь мы стремимся обеспечить клиентов качественным сервисом по всей территории Казахстана и высоким уровнем обслуживания. Мы не ставим перед собой цель предложить автомобиль по цене ниже, чем у конкурентов. Мы думаем о долгосрочной перспективе и, выстраивая отношения с нашими клиентами, предоставляем выгодные условия по финансированию, улучшаем сервис. Такой результат не достигается за один год, это кропотливая работа, которая проводится в течение многих лет.
– Действительно, задача не из легких, каким образом вам удается удерживать позиции?
– Мы на рынке уже более 20 лет, за эти годы накоплен огромный опыт. Одно из важнейших условий успеха – слаженная команда, которая привыкла планировать и просчитывать каждый шаг, ставить цели и добиваться их.
Второе – опыт позволил выработать комплексный подход при работе с клиентами, что дает нам дополнительные конкурентные преимущества. Я говорю о системе 3S (Sales, Spare Parts, Service), стандарте мирового авторетейла. В данный момент продолжаем работать над реализацией проекта “БИПЭК АВТО: Национальная сеть”. В ближайшие 10 лет в планах проект по строительству 70 многофункциональных автоцентров, отвечающих принципу 3S. И такие мегакомплексы с обширной инфраструктурой уже есть в Алматы, Атырау, Уральске, Усть-Каменогорске, Павлодаре. Скоро будет введен в эксплуатацию автоцентр в Шымкенте. Кроме того, буквально на днях мы подписали меморандум с акиматом Актау о взаимном сотрудничестве в рамках инвестиционного проекта по строительству сервисного автоцентра. Стартует новый проект уже в четвертом квартале.
Филиальная сеть в целом, включая автосалоны, охватывает уже 25 городов Казахстана. Это стремление быть ближе к клиентам: для прохождения планового техосмотра, гарантийного обслуживания или покупки комплектующих не требуется никуда ехать, все можно сделать практически в любом городе Казахстана, где бы вы ни находились.
Да, мы сталкиваемся с определенными трудностями, но мы их стараемся решать в максимально короткие сроки. Приведу такой пример: только в одном дилерском центре в Астане продается 1200 автомобилей в месяц. Вы представляете себе, какой это поток? Очень сложно при таких огромных объемах обеспечить достойный уровень сервиса. Мы понимаем эту проблему и принимаем всевозможные меры, чтобы стать лучше. Именно поэтому было принято стратегическое решение по строительству 70 автоцентров, которые наверняка закроют ряд проблем, связанных с качеством обслуживания в тех регионах, где на данный момент у нас нет собственных сервисных центров.
А чтобы отслеживать и оценивать качество нашей работы, в “БИПЭК АВТО” работает клиентская служба, реализован интерактивный сервис обратной связи на корпоративных платформах. В течение месяца в клиентскую службу поступает около тысячи обращений – звонки, письма, вопросы в форумах. И в будущем этот поток будет возрастать. Кстати, большая часть запросов – это вопросы по ценам и возможности заказа автомобиля, об особенностях эксплуатации автомобилей, запись на сервис. Все они отрабатываются в режиме онлайн.
– Откровенно говоря, создание 70 автоцентров кажется невероятно амбициозной задачей. Будет ли проект выгодным в целом?
– Мы считаем, что деятельность нашей компании будет способствовать укреплению и развитию инфраструктуры регионов и повышению занятости населения.
Реализация данного проекта в Актау – яркий пример частно-государственного партнерства. Ведь строительство нового социально значимого объекта обеспечит жителей Мангистауской области новыми рабочими местами. Заработная плата по компании, как правило, выше средней по региону. Почти 300 человек смогут трудоустроиться и стабильно зарабатывать, получать достойное образование и полный социальный пакет.
Еще один неоспоримый плюс строительства автоцентров – увеличение пропускной способности наших складов автозапчастей, чтобы предложить максимальный ассортимент в кратчайшие сроки по минимальным ценам. Уже сейчас запасных частей у нас в обороте более чем на $10 млн. Принято решение до конца года увеличить этот показатель до $16 млн. и еще через год удвоить. При этом мы говорим о деньгах, не подверженных банковским процентам, чтобы программа была эластичной и позволила нам не только прогнозировать динамику рынка, но и оперативно влиять на ситуацию. Эффект масштаба принесет существенную дополнительную выгоду.
– Выгоду вам или вашим клиентам?
– Мы всегда стремились к тому, чтобы наши клиенты имели не только самый большой выбор, но и качественный сервис, и выгодные условия. С 1 октября во всех автосалонах и автоцентрах Группы компаний “БИПЭК АВТО” начало действовать наше новое предложение – уникальный проект “Клуб БИПЭК АВТО”. Стать держателем клубной карты “БИПЭК АВТО. С нами выгодно” – значит пользоваться рядом преимуществ, получать максимум скидок, быть всегда в курсе всех акций и специальных предложений. Также это полезная информация и интересные мероприятия. А главное – для нас это шанс сказать спасибо клиентам.
Самое первое предложение по клубной программе – возможность приобрести запчасти на автомобиль со скидкой в 20% от стоимости, указанной в действующих прайс-листах.
Давайте рассмотрим, например, из чего складывается стоимость запчасти: стоимость изготовителя, доставка, таможенное оформление, хранение, прочие расходы… Когда запчасть поступает в продажу, наценка на нее в среднем составляет 45-70%, а иногда 100% и более. Используя огромный опыт в бизнесе и прямые контракты, мы стараемся сократить цепочку “производитель – покупатель” до минимума. Что дает нам возможность предлагать клиентам лучшие цены в стране. В результате реализации проекта наш клиент экономит до 25%, так как мы с сентября уже снизили стоимость запчастей на 5% и держателям клубной карты предоставляем скидку еще на 20%. Мы все умеем считать и понимаем прекрасно, насколько это предложение выгодное. При этом мы абсолютно точно гарантируем качество запчастей.
– Долгосрочная ли это программа? И чем еще в дальнейшем вы планируете порадовать покупателей?
– Мы постоянно развиваемся, постоянно привносим что-то новое. На данном этапе это скидки на запасные части. Кроме этого, возможность проходить бесплатно ТО-1, ТО-2 в шести городах, где есть наши автоцентры, при этом оплачивать только стоимость расходных материалов. Поверьте, это только первый шаг. Сейчас мы разрабатываем ряд программ и мероприятий, которые будут только приятно удивлять наших клиентов. Предоставляя пакет дополнительных предложений, мы объединяем наших клиентов, потому что дорожим ими. Мы не бросаем слов на ветер, в компании есть правило: сказано – сделано.
Мы предлагаем покупателям выгодные возможности приобретения автомобиля. Уже который год среди соотечественников особой популярностью пользуется программа предварительного заказа.
А несколько месяцев назад “БИПЭК АВТО” совместно с банками-партнерами сделал казахстанцам еще одно уникальное предложение – возможность покупки любого автомобиля, будь то российского производства или моделей, выпускаемых “АЗИЯ АВТО”, в рассрочку до трех лет с нулевой процентной ставкой.
Идти навстречу клиенту, предвосхищать его ожидания – наша главная задача. (Forbes.kz/Машиностроение Украины, СНГ, мира)