В 1911 г. Генри Форд выиграл патентную войну, которая дала толчок развитию автомобильной промышленности. Тогда он победил картель, занимавшийся выдачей лицензий и требовавший долю с каждого автомобиля, который собирал Форд.
Спустя немногим больше столетия, когда “зеленые” двигатели, беспилотные автомобили и интерактивные транспортные средства положили начало в отрасли периоду лихорадочных инноваций, подобного которому не было с момента ее создания, крупные компании с тревогой следят за еще одной битвой за интеллектуальную собственность. И исход ее может определить победителей и проигравших на следующее столетие.
Задача – найти преемника двигателю внутреннего сгорания, сделать автомобили более автономными и безопасными, а еще обеспечить водителям возможность подключения ко всем развлечениям, которые те ожидают от мобильных телефонов. Ранее довольно закрытой отрасли теперь угрожает технологический прорыв.
“Мы являемся свидетелями того, как другие игроки выходят на поле, которое раньше полностью принадлежало производителям автомобилей, – говорит Феликс Раммлер, партнер в мюнхенской юридической компании Maucher Borjes Jenkins, специализирующей на законах об интеллектуальной собственности. – Новые игроки, прорывающиеся в автомобилестроение извне, возможно, более привычны к борьбе за патенты. Они могут быть более агрессивными. Поэтому это определенно может изменить отношение отрасли к интеллектуальной собственности”.
Чувствуя опасность, производители автомобилей стали активнее заниматься патентованием, особенно в областях вроде систем для электрических автомобилей, гибридных трансмиссий, систем безопасности и подключений. Количество выданных в этих сферах патентов в 2011 г. было почти на 80% больше, чем пятью годами ранее.
Патенты на технологии для альтернативных двигателей составили в прошлом году пятую часть всех автомобильных патентов, хотя в 2009 г. их было всего 14%. Активность патентования технологий для гибридных и электрических автомобилей в США удвоилась за последние три года.
Когда Генри Форд в 1911 г. отменил патент Селдена от 1895 г., он был никому не известным выскочкой, отказывающимся играть по правилам Ассоциации лицензированных производителей автомобилей. Сегодня компания Форда и ее конкуренты находятся по другую сторону баррикад: обустроившиеся автопроизводители с опаской поглядывают на выскочек.
Лодку расшатывают меньшие, но более гибкие инноваторы. Среди них производитель электрических суперкаров Tesla или французская Bollore Group с городскими электромобилями, Bluecar или производители традиционных батарей вроде Panasonic и LG, которые стали так же важны для следующего поколения автомобилей, как двигатель внутреннего сгорания важен для стандартных бензиновых моделей.
Технологические гиганты вроде Google и Microsoft также начинают вторгаться во владения автопроизводителей.
Поскольку в автомобилях завтрашнего дня намного меньше подвижных элементов и больше внимания уделяется микрочипам, чем механике, их будет намного проще собрать, используя при этом меньше деталей собственного производства.
За исключением необходимости в создании брэнда и работы над восприятием потребителей, барьеры для вхождения, вероятно, станут ниже.
Производители автомобилей беспокоятся, что если технологии будут развиваться слишком быстро, они не смогут поспевать за ними и будут вынуждены просто собирать продукты других компаний.
“Сейчас большинство технологий для электромобилей приходит от внешних поставщиков, – говорит глава отдела исследований автомобильной промышленности Nomura Гаральд Хендрикс. – Производящие их автомобильные компании беспокоятся, что технически любой из конкурентов мог бы собрать их”.
Нечто подобное произошло где-то пять лет назад в области производства смартфонов, когда устоявшиеся брэнды, например, Nokia и Motorola, столкнулись с агрессивными новыми игроками вроде HTC и Apple, что стало началом долгой и затратной патентной войны, которая продолжается до сих пор.
“Последние 80 лет все инновации создавали сами компании либо традиционные поставщики первого эшелона, – говорит старший партнер The Boston Consulting Group Николаус Ланг. – Теперь вдруг оказалось, что им противостоят многие поставщики, которых они не знают… с которыми они никогда не работали раньше. Это большая проблема”.
Производителей оригинальных запчастей могут загнать в угол в их собственном автомобильном мире. Этот процесс уже начался. Google поразила промышленность своим прототипом беспилотного автомобиля в 2010 г.
Телекоммуникационные компании вроде AT&T лидируют в разработке системы подключения автомобилей к Интернету, а производитель запчастей Continental в сентябре подписал договор с IBM о создании сетевых систем для машин.
“Именно появление новых технологий и новых игроков, которые раньше не были связаны с автомобильной промышленностью, угрожает относительно “мирному” статусу-кво, – говорит партнер и специалист по законам об интеллектуальной собственности Powell Gilbert Ребекка Лоуренс. – С этой точки зрения есть много параллелей с появлением новых технологий в телекоммуникационной отрасли и последовавшими “войнами смартфонов”.
Некоторые тяжбы уже начались. В прошлом месяце Daimler выиграла дело против специализирующейся на патентных разбирательствах компании, которая заявляла, что система, проверяющая водителя на сонливость в автомобилях Mercedes-Benz, нарушает принадлежащий ей патент.
“Камеры, обнаружение радаров, многие новые особенности, которые мы видим в этих автомобилях, сейчас являются предметами судебных разбирательств”, – говорит Скотт Дойл, партнер в американской юридической фирме Shearman & Sterling, представлявшей Daimler в этом деле.
Для автопроизводителей выбор может быть довольно неприятным: позволить нетрадиционным конкурентам увеличить свою долю запчастей и прибылей или тратить немалые средства на обращения в суды.
“Одна из сфер, где мы можем увидеть “войны смартфонов” будущего – это попытки Apple забраться во все автомобили; Microsoft тоже хочет; Google присоединится … если это плохо организовать, мы можем оказаться втянутыми в патентую войну, – говорит глава отдела инноваций одного из десяти крупнейших производителей автомобилей. – Выиграют только юристы”. (Капитал/Машиностроение Украины, СНГ, мира)