По оценке Министерства торговли США, видимое потребление бытового электронного оборудования в России в 2011 г. составило $27,9 млрд. против $21,5 млрд. в 2010г. и $18,5 млрд. в 2009 г. Данное оборудование включает телефоны, MP3-плейеры, бытовое и автомобильное аудио-, видеооборудование, персональные компьютеры, телевизоры, калькуляторы, автомобильные навигационные системы, оборудование безопасности и автоматизации бытового назначения, оборудование для проигрывания и записи носителей цифровой видео- и аудиоинформации, цифровые камеры и камкордеры и некоторое другое оборудование для развлечения и связи.
Под влиянием глобального кризиса продажи рассматриваемого оборудования в России в 2009 г. сократились на 35% до $18,5 млрд., но уже во II квартале 2010 г. они вновь стали расти. Этот рост продолжился в 2011 г., и если его темпы сохранятся и в 2012 г., то данный рынок имеет все шансы вернуться к докризисному уровню.
Приводимые ниже данные Министерства торговли США характеризуют общее положение на российском рынке бытового электронного оборудования в 2010-2012гг. (млн. $):
2010 г. | 2011 г.* | 2012 г.** | |
Производство | 5000 | 5950 | 7000 |
Экспорт | 1500 | 2000 | 2500 |
Импорт | 18000 | 24000 | 31500 |
Из США | 2300 | 3200 | 4500 |
Видимое потребление | 21500 | 27950 | 36000 |
* – Оценка; .** – прогноз.
Собственное производство бытового электронного оборудования в России представлено в большинстве случаев значительным числом мелких и средних ИТ-компаний и несколькими продуцентами оборудования связи.
Примером иностранных инвестиций в данную отрасль может служить создание компаниями Hewlett-Packard (США) и Foxconn (Тайвань) совместного предприятия в Санкт-Петербурге, которое в апреле 2010 г. начало выпускать настольные компьютеры HP.
Cледует также назвать совместный проект “Роснано” и британской фирмы Plastic Logic. Он предусматривает производство электронной книги Plastic Logic 100 for Education, предназначенной для использования в учебных заведениях России. Согласно заявлению Plastic Logic, в настоящее время в Зеленограде строится завод по выпуску гибких пластиковых экранов и электронных приборов следующего поколения. Это будет самое крупное предприятие такого рода в мире.
Значительное место в видимом потреблении бытового электронного оборудования в России занимает продукция, импортируемая из Азии, Европы и США. На российском рынке представлены и пользуются популярностью все ведущие мировые брэнды указанного оборудования.
Примерно 50% продаваемой в стране бытовой электроники приходится на несколько крупнейших розничных сетей, которые имеют гипермаркеты и магазины в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах. 25% продаж осуществляют региональные торговые сети и примерно столько же – мелкие розничные компании и Интернет-торговцы, доля которых в последние годы существенно возросла. Согласно прогнозу “Ситибанк Россия”, в текущем году объем реализации бытового электронного оборудования через Интернет возрастет на 33%.
Аналитики полагают, что в ближайшие годы компьютеры сохранят роль главного “локомотива”, обеспечивающего рост общего производства бытового электронного оборудования в России, при этом в их совокупном выпуске будет увеличиваться удельный вес ноутбуков, нетбуков и “таблетных” компьютеров. Согласно подсчетам экспертов, около 80% российского рынка ПК контролируют местные предприятия по сборке этих изделий, что предполагает сохранение в дальнейшем высокого спроса на электронные компоненты.
Дорогостоящие мобильные телефоны, и прежде всего последние модели смартфонов и 3G-телефоны, стали для российских потребителей символом жизненного успеха и пользуются большим спросом. В этой связи иностранные поставщики озабочены тем, что правительство России может запретить импорт 3G-моделей, не могущих работать с российской системой глобального позиционирования ГЛОНАСС.
Продажи бытового электронного оборудования в России в 2011 г.*
Млн. $ | % прироста** | |
Всего | 27950 | 30 |
Аудио-, видеооборудование | 7200 | 28 |
ПК, компоненты и принадлежности | 10400 | 48 |
Мобильные телефоны, радиотелефоны и другое оборудование связи | 6600 | 20 |
Фотооборудование | 2100 | 46 |
Бытовое конторское оборудование и расходные материалы | 1650 | 8 |
* – Оценка Министерства торговли США, базирующаяся на данных отраслевых экспертов и компании “ГФК-Русь”; ** – по сравнению с предыдущим годом. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)