24-28 февраля в Кельне (Германия) в рамках проекта ESWIRP (European Strategic Wind tunnels Improved Research Potential) Расширение экспериментальных возможностей стратегических аэродинамических труб (АДТ) Европы) в криогенной трубе ETW прошли испытания модели типового гражданского самолета, предоставленной NASA. Идея эксперимента, принятая к реализации в проект ESWIRP в мае 2012 г., принадлежит ученым ЦАГИ и Университета Штутгарта – USTUTT (Германия), сообщается на официальном сайте ЦАГИ.
В ходе эксперимента было проведено исследование нестационарных параметров следа в области отрыва за крылом и выполнен необходимый объем измерений для задач влияния границ потока и верификации численных методов.
Особенность эксперимента – в использовании метода TR PIV (Time-resolved Particle Image Velocimetry) в криогенных условиях. Метод PIV – оптический метод измерения полей мгновенной скорости взвешенных в воздухе частиц. Одним из важнейших его преимуществ является отсутствие возмущающего влияния на поток. К достоинствам метода можно также отнести широкий динамический диапазон измеряемых скоростей (порядка 500:1), что позволяет использовать его для изучения сложных турбулентных течений, уточняется в источнике.
Модель пассажирского самолета, выбранная для эксперимента (NASA CRM, Common Research Model), ранее прошла испытания в двух АДТ NASA. В ближайшее время будет передана в ЦАГИ для дальнейшего исследования на экспериментальной базе института. Модель чуть меньшего масштаба была испытана в трансзвуковой трубе японского научного центра JAXA.
По словам участника российской делегации – начальника лаборатории ЦАГИ Антона Горбушина, испытания прошли в полном объеме в соответствии с программой, в данный момент идет анализ результатов проведенного эксперимента. Итоги исследований должны быть получены в ближайший месяц. В рамках специально организованной встречи специалисты по аэродинамике, участвовавшие в испытаниях, обсудят результаты теста и дальнейшие перспективы проекта.
“Европейская труба ETW – уникальное инженерное сооружение, позволяющее обеспечить за счет криогенной температуры и повышенного давления азота числа Рейнольдса близкие к тем, что существуют в реальном полете. Испытания, проведенные специалистами ЦАГИ, экспертами ведущих исследовательских центров Европы, в частности, Германии (USTUTT, DLR), Великобритании (UCAM), Бельгии (VKI), Франции (ONERA), Чехии (IT CAS, VZLU), а также США (NASA), Японии (JAXA), пополнят банк данных, который послужит для дальнейшей верификации расчетных программ”, – также сообщается в пресс-службе.
Проект ESWIRP стартовал в 2009 г. Его партнерами являются DNW (Германия – Нидерланды), ETW (Германия) и ONERA (Франция). Главной целью ESWIRP является повышение качества результатов и производительности трех стратегических труб Европы путем привлечения интеллектуального потенциала исследовательских центров и университетов других стран. (Aex.ru/Машиностроение Украины и мира)