Улучшение общей экономической ситуации в 2010 г. привело к подъему и в мировой автомобильной промышленности. Мировой выпуск автомобилей в указанном году достиг рекордного уровня, увеличившись на 26% до 77,9 млн. шт. Однако в различных регионах порой наблюдались диаметрально противоположные явления. Так, если в странах ЕС и в Японии производство в 2010 г. все еще оставалось ниже, чем в предкризисный период, то, например, в КНР и Латинской Америке достигло беспрецедентно высоких показателей. При этом в 2010 г. свыше половины мирового автомобильного производства было сосредоточено в Азии против менее 30% в 2000 г.
Что касается положения на отдельных автомобильных рынках, то в Восточной Европе обращает на себя внимание прежде всего повышение конъюнктуры в РФ и Турции, а в Азии выделяются положительные сдвиги в КНР (являющейся крупнейшим рынком сбыта автомобилей с 2009г.), Индии, Таиланде и Индонезии. В Южной Америке продажи увеличились в 2010 г. в целом на 18%, в том числе в Аргентине – на 43%, а в Бразилии – на 12%. В Африке объемы продаж были гораздо ниже, но если в ЮАР и Египте они все же увеличились, то в странах Магриба продолжали снижаться.
Перспективы на 2012 г. западные аналитики, в частности из Агентства развития международного бизнеса Франции (Ubifrance), в принципе считают достаточно обнадеживающими, особенно в развивающихся странах. При этом не приходится игнорировать как ряд осложняющих судьбу отрасли факторов (в частности, таких, как высокие цены на сырье, последствия событий в Фукусиме и т. д.), так и положительных. К последним, например, нередко относят развитие электромобилестроения, открывающее достаточно широкие возможности для деятельности и традиционных автомобильных компаний, и “новичков”, тем более, что в целом ряде стран действуют специальные программы, направленные на ускоренное наращивание производства электромобилей (в частности, в ФРГ, Великобритании, Франции, КНР, США и Мексике).
По данным таможенной статистики, мировой импорт автомобилей в 2010 г. в общей сложности определялся в $787,5 млрд. Крупнейшими импортерами являлись (млрд. $): США (157,3), ФРГ (63,9), КНР (46,8), Великобритания (44,5) и Франция (43,6), а ведущими экспортерами были (млрд. $): ФРГ (173,9), Япония (125,6), США (72,1), Республика Корея (49,6) и Канада (45,6).
Как подчеркивают западные обозреватели, крупные обвалы, зарегистрированные в 2009 г., затем начали сменяться подъемами, но рыночная доля первых пяти стран между 2006 г. и 2010 г. все же несколько снизилась – в пользу Республики Корея, Мексики и КНР, у которых она повысилась.
Ведущие автомобильные компании мира* (тыс. шт.)
2009 г. | 2010 г. | |
1. Toyota-Daihatsu-Hino | 7234 | 8557 |
2. General Motors (Opel-Wauxhall-GM) | 6459 | 8476 |
3. Groupe Volkswagen | 6067 | 7341 |
4. Hyundai-Kia | 4646 | 5765 |
5. Ford | 4685 | 4988 |
* – Все типы автомашин.
С 2006 г. лидерство среди крупнейших мировых продуцентов автомобилей удерживает группа Toyota. За ней непосредственно следует General Motors. На третьем месте – Volkswagen, вытеснившая с него в 2007 г. Ford, в чьем производстве больше не фигурируют марки Jaguar и Land Rover. В 2010 г. Ford пропустил также вперед южнокорейского продуцента Hyundai-Kia, закрепившегося на четвертой позиции и оттеснившего американскую компанию на пятую.
О положении западноевропейских продуцентов, по мнению французских аналитиков, можно судить хотя бы по результатам PSA Peugeot Citroen, которая в 2010 г. занимала восьмое место в перечне ведущих автомобильных компаний мира (ее производство в указанном году возросло на 19% до 3,6 млн. шт.). В рамках альянса Renault-Nissan было произведено еще 2,7 млн. автомашин (+18%); это десятый результат в 2010 г.
Основные поставщики автомобильных комплектующих (млрд. $)
2009 г. | 2010 г. | |
1. Bosch | 25617 | 34565 |
2. Denso | 28731 | 32850 |
3. Continental | 18744 | 24819 |
4. Aisin Seiki | 20585 | 24613 |
5. Magna | 17367 | 23600 |
Как отмечает Automotive news, в 2010 г. увеличение выручки было зарегистрировано у 96 компаний из 100 ведущих фирм, поставляющих комплектующие продуцентам автомашин, причем у 85 из них прирост выражался двузначным числом процентов.
Самым крупным страновым рынком автомобилей сейчас является китайский, на который приходится около 1/4 продаваемых в мире машин, а на втором месте находится рынок США. В секторе автомобильных комплектующих лидирует Европа, где их продажи в 2010 г. больше всего возросли в ФРГ (на 22,2%) и в Великобритании (на 15,3%).
Среди новых потенциально емких автомобильных рынков в первую очередь эксперты Ubifrance называют Российскую Федерацию, которая в дальнейшем сможет закрепиться на первом месте в Европе. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)