Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) хочет возобновить работы по программе строительства украинского корвета, заявили председатель Николаевской облгосадминистрации Вадим Мериков, его заместитель Николай Романчук, а также советник президента Украины Юрий Бирюков, посетившие завод 4 ноября.
Романчук уверен, что корпус корвета в отменном состоянии, “отсутствуют ржавчина и дефекты”. Бирюков отметил, что стране необходимы корабли этого типа, и его в этом вопросе поддерживает президент. Мериков готов передать все документы по проекту “Корвет” главе государства и председателю правительства и планирует серьезно заняться вопросом возрождения судостроения в Николаевской области, в частности, закончить строительство корвета и спустить его на воду.
Министерство обороны подписало контакт с тогдашней Государственной акционерной холдинговой компанией (ГАХК) “Черноморский судостроительный завод” на выполнение государственного оборонного заказа по строительству кораблей класса “корвет” для Военно-морских сил Украины в 2009 г. В конце 2011 г. правительство утвердило объем финансирования по этой программе в 16,2 млрд. грн., после чего были начаты работы по постройке корвета “Владимир Великий”. Предполагалось, что этот корабль будет передан заказчику в 2016 г., а к 2021 г. будет построено еще четыре корвета.
Но в настоящее время техническая готовность корвета составляет около 17%: изготовлены все блоки корпуса и частично надстройки корабля, заявили в Департаменте по связям с общественностью компании “Смарт-Холдинг” (которая сейчас контролирует ЧСЗ). В компании отметили: несмотря на то, что государственное финансирование этого проекта полностью прекратилось в 2014 г., работы по нему велись вплоть до октября. По словам высокопоставленного чиновника Минобороны, проект реализуется весьма неспешно из за того, что государство с момента старта проекта выделило лишь немногим более 200 млн. грн. Собеседник уточнил, что только на этот год государство должно было выделить по смете около 500 млн. грн., но этого так и не произошло.
В “Смарт-Холдинге” все еще рассчитывают на продолжение программы “Корвет”. Сроки окончания строительства стоящего на стапелях судна, отмечают в компании, будут зависеть от ритмичности и полноты финансирования со стороны заказчика. “Согласно реалистичным расчетам предприятия, для возобновления полноценного строительства корабля финансирование должно быть продолжено с начала 2015 г. Средства необходимы на работы по сборке корпуса корабля на стапеле и его оснащению, оплату комплектующего оборудования по уже заключенным контрактам”, – говорят представители холдинга. Кроме того, там отметили, что производственная загрузка ЧСЗ сейчас составляет менее 50%, а возобновление финансирования строительства корвета может существенно изменить ситуацию и позволить полноценно обеспечить работой коллектив завода, подрядные организации, поставщиков оборудования и контрагентов.
Впрочем, реальных изменений в обеспечении госфинансирования постройки этого корабля может и не быть. Собеседник в Минобороны заявил, что корветы нужны армии лишь в долгосрочной перспективе.
Сомневаются в продвижении программы по строительству корвета и специалисты. По мнению военного эксперта информационно-консалтингового агентства Defense Express Антона Михненко, при текущем финансировании армии Минобороны в лучшем случае сможет направить средства на обновление или модернизацию существующих кораблей. Черноморский флот России в Крыму, говорит эксперт, будет только расти, и чтобы держать береговую линию, Украине нужно делать упор на строительство малотоннажного, так называемого москитного флота, что в разы дешевле и быстрее, чем реализовывать такие большие долгосрочные проекты, как корвет. Михненко говорит, что сегодня стоимость программы “Корвет” значительно возросла и может составлять 25-30 млрд. грн. Поэтому воплощение этого проекта выглядит еще менее реальным.
Не верят в возрождение программы и сами судостроители. Президент ассоциации “Укрсудпром” Виктор Лисицкий сообщил, что работы по программе “Корвет” обеспечивают ЧСЗ загрузку 15-20% мощностей. Но сейчас, по всей вероятности, считает он, государство будет пересматривать военную доктрину и морскую угрозу будут нейтрализовать за счет береговой обороны.
Тем не менее порезать на металлолом объект, занимающий до 20% производственных мощностей завода, никто не позволит. В нынешних условиях, когда судостроительные мощности ЧСЗ (как утверждает Лисицкий) практически не задействованы (завод выполняет лишь судоремонтные работы), стоящий стапель не приносит убытков компании, но в случае получения заказов на строительство новых судов (тех же катеров “москитного флота”), он не позволит их выполнить должным образом. (Укррудпром/Машиностроение Украины и мира)