Разрыв экономических отношений с Россией ставит крест на ряде общих инвестиционных проектов, и обе страны расстаются с планами, под которые были выделены немалые деньги и возложены надежды.
Украинскому судостроению теперь придется забыть о развитии отрасли, хотя еще в январе страны подписали меморандум о намерениях по активизации сотрудничества в этой сфере.
Россия планировала инвестировать в украинскую судостроительную отрасль $4 млрд. В меморандуме речь шла о направлениях совместной работы. Украина и Россия собирались формировать единые научно-технические и технологические подходы, развивать научные связи. Также предполагалось, что корабелы двух стран будут совместно разрабатывать оборудование и комплектующие, внедрять энергосберегающие технологии на верфях. В Украине собирались размещать заказы на строительство танкеров ледового класса для транспортировки сжиженного газа. Инвестирование в отрасль таких значительных средств, позволило бы, наконец-то, большинству украинских судостроительных предприятий выйти из состояния хронической депрессии.
Однако документ, который подписали два профильных министерства, сейчас забыт, и в итоге от этого пострадают оба государства.
“В РФ нет заводов, которые могут строить в больших объемах крупные суда. “Балтийский завод” относительно небольшой. В Санкт-Петербурге какое-то время строили рудовозы. Но особенность питерского судостроительной площадки состоит в том, что оно расположено неудобно. У глубоководной Невы быстрое течение и спуск судов вызывает проблемы. Финский залив для судоходства также плохо приспособлен. В Северодвинске производят стратегические атомные подводные лодки, но там -25 град. С зимой, и строить сухогрузы неудобно. На востоке России есть несколько относительно небольших заводов”, – рассказывает президент Ассоциации судостроителей Украины Виктор Лисицкий.
Что касается Украины, то она от разрушения экономических связей потеряет не только деньги и загрузку верфей, но и интеллектуальные связи специалистов. Эксперты подтверждают, что именно в Санкт-Петербурге до сих пор сосредоточены лучшие “мозги” всего бывшего советского судостроения. Сюда стоит добавить и средства, которые РФ готова тратить на увеличение флота. Пусть доля заказов в Украине была и не слишком велика. Но мы поставляли в РФ, среди прочего, рыболовные траулеры. Кроме того, Алексей Тимофеев, генеральный директор “Смарт-Холдинга”, в который входит Херсонский судостроительный завод, заявил, что выручка предприятия на 90% состояла из российских заказов. Летом Smart Maritime Group, которая также является частью холдинга, обнародовала цифру в $200 млн. – именно во столько там оценили объемы упущенных контрактов с РФ. Также украинские верфи строили для российских заказчиков суда-экологи, уникальные буксиры. Сейчас этих заказов нет.
Отдельная тема связана с николаевским машиностроительным предприятием “Зоря-Машпроект”, которое до недавнего времени поставляло турбины для ВМС РФ. Теперь предприятие вынуждено меняет планы производства из-за разрыва отношений с РФ.
Эксперты отмечают, что в течение последних десяти лет судостроение во всем мире переживает не лучшие времена. Оно может процветать только при условии развития торговли, а активность этой сферы постепенно снижается. Во многих странах для поддержки судостроения власти предпринимают немало усилий – снижают налоговую нагрузку, способствуют льготному кредитованию. В Украине от корабелов просто отвернулись. Кредиты с большим трудом можно получить под стандартные драконовские 20-25% годовых, тогда как в ЕС средняя ставка составляет 4%. Государство само задолжало перед отечественными предприятиями, и не возвращает НДС. Их терзают проверками, они обязаны платить в среднем 10% пошлины при импорте оборудования. Кроме того, в нашей стране нет главной составляющей для успешного развития сферы – судовладельцев.
В то же время заказчики для украинского судостроения есть и в ЕС, и в России. Но Европа предпочитает заключать контракты с верфями Турции и Румынии. Россия, которая собиралась инвестировать в украинскую судостроительную отрасль $4 млрд., теперь сотрудничает с Южной Кореей, Японией, Хорватией и другими государствами. Свежий пример – поставка для флота РФ французских “Мистралей”. Этот контракт находится под вопросом, и Франция все еще раздумывает: платить ли ей неустойку или все же направить в РФ верталетоносцы? Тем не менее, в России насчет соблюдения договоренностей позиция остается прежней – покупать. То есть брать корабли готовы в Европе, а не в Украине.
Казалось бы, для успешного сотрудничества с РФ у наших судостроителей есть все необходимое – общие наработки со времен Союза, производственная база, которая отвечает интересам российского флота, недорогая и квалифицированная рабочая сила и желание загрузить верфи. Но политика расставляет точки над “i”. Хотя проиграть могут две страны, наш ущерб все же несоизмеримо выше, и разрыв экономических связей с РФ подводит украинское судостроение к грани банкротства. (Комментарии/Машиностроение Украины и мира)