В ближайшее время Иркутский авиазавод ждут глобальные изменения – переход на гражданское самолетостроение. По планам “Объединенной авиастроительной корпорации”, к 2025 г. объем производства самолетов МС-21 на ИАЗе должен составить до 90% всей выпускаемой продукции завода. Под эти цели авиационное предприятия ждут серьезные внутренние и внешние перемены.
Похоже, что военная специфика Иркутского авиационного завода уходит в прошлое. Завод с момента основания в 1934 г. специализировался на выпуске боевых самолетов – от бомбардировщиков Ил-4 в годы Великой Отечественной до Су-30 в различных комплектациях в наши дни.
Именно производство “Сушек”, а позже и учебно-тренировочных Як-130 спасли важное для города и отрасли авиапредприятие в сложные кризисные 1990-е годы и непростые “нулевые”. Но сейчас очевидно, что большие надежды руководства предприятия возлагаются на новый пассажирский лайнер МС-21.
Разработчики самолета, чиновники и авиастроители ИАЗа неоднократно отмечали, что этот самолет – чисто российская разработка, а не проект, доставшийся в наследство от Советского Союза. Но главное – эксперты высоко оценивают рыночную конкурентоспособность самолета. Представитель ОАК Олег Севрюков прямо называет МС-21 прямым конкурентом аналогичных по комплектации и вместимости самолетов таких авиагигантов, как Boeing и Airbus.
“Перед Иркутским авиационном заводом, а это на сегодняшний день по праву одно из лучших предприятий отрасли, стоят достаточно амбициозные задачи на ближайшие пять-десять лет, – подчеркивает Олег Севрюков. – Они связаны в первую очередь с увеличением объемов производства. К 2025 г. мы должны увеличить объем выпуска в три раза. И решение этой задачи требует определенных подходов к организации производства и перехода на новую индустриальную модель”.
Олег Севрюков также отмечает, что Иркутский авиазавод как сборочная площадка для МС-21 выбран неслучайно. В первую очередь – это крепкая научная и образовательная база. “Размещение производства перспективного гражданского самолета в Иркутске – это такая нетривиальная задача и нетривиальные решения, – рассказывает Олег Севрюков. – Потому что есть заводы в рамках “Объединенной авиастроительной корпорации” – в Воронежской, Ульяновской областях, в Казани – где исторически занимались гражданским авиастроением. Но как раз одной из главных причин размещения производства в Иркутске – это тот образовательный и инженерный потенциал, который здесь накоплен”.
Кроме того, есть политическая воля на своевременный ввод производственной линии по производству МС-21. Недавно авиазавод посетил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он пояснил, что перспективный лайнер в основном будет производиться за счет российских комплектующих. “Программа производства МС-21 в целом реализуется по графику, – поясняет министр. – У нас была определенная проблема в этом году в части отказа поставки композитных материалов из США. Мы нашли замену и, начиная со следующего года, у нас уже будут собственные материалы, чтобы обеспечить всю технологическую составляющую”.
Нельзя забывать и то, что на будущий самолет имеется внушительный пакет уже оплаченных контрактов. 50 самолетов приобретает авиализинговая компания “Ильюшин Финанс Ко”, еще 50 лайнеров в двух комплектациях покупает “Аэрофлот” и 30 – “ВЭБ Лизинг”. С ними заключены предоплаченные контракты со сроками поставок в 2017-2022 гг. Всего же на российском рынке запрос на МС-21 оценивается в 160 самолетов.
Словом, есть все предпосылки для того, чтобы наладить производство в озвученные сроки. И тем более – выйти на озвученные проектные показатели производства самолетов: к 2018 г. до 60-70 самолетов. Но чтобы сказка стала былью, придется кардинально изменить систему производства на ИАЗе, что признают сами участники проекта МС-21.
Создание нового производства – очень сложный и кропотливый процесс. Поэтому для закрепления изменений и распределения полномочий по будущему проекту подписано пятистороннее соглашение между правительством Иркутской области, представителями ОАО “Федеральный центр проектного финансирования” (ФЦПФ, дочернее предприятие “Внешэкономбанка”), ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК), ОАО “Научно-производственная корпорация “Иркут” и Иркутского государственного технического университета. Разворот производства произойдет через создание машиностроительного кластера на базе авиазавода.
За термином “кластер” скрываются принципиально новые подходы к разделению труда и поставкам комплектующих для сборки МС-21, а также внешнему доступу к этому производству. Технологическая цепочка будет строиться на новой бизнес-модели, предполагающей вовлечение на взаимовыгодной основе новых участников, в том числе частных малых и средних компаний в промышленную кооперацию ИАЗа. Подобной бизнес-открытости у такого режимного оборонного предприятия, как Иркутский авиазавод, не было никогда.
Но не менее важная цель будущего кластера на иркутском авиазаводе – это объединение ранее распавшихся элементов авиастроительной отрасли – от системы подготовки кадров и площадки для разработки и внедрения практических инноваций до восстановления связей между смежными поставщиками узлов и агрегатов внутри страны.
Пятистороннее соглашение закрепляет и роли подписантов в становлении и развитии проекта. ФЦПФ займется организационными и финансовыми вопросами проекта МС-21. В рамках новой индустриальной модели на территории ИАЗа будет работать индустриальный парк, создается инжиниринговый центр, центр испытаний и сертификации, а также центр субконтрактации (промышленного аутсорсинга).
В свою очередь, “Объединенная авиастроительная корпорация” и Корпорация “Иркут” займутся перестройкой производства. Исполнительный вице-президент ОАО “Корпорация “Иркут” Василий Прутковский пояснил, что перед началом сборки МС-21 следует скорректировать весь производственный цикл авиапредприятия.
“К 2025 г. компания будет выпускать на 90% гражданскую авиационную технику – средне- и ближнемагистральные самолеты семейства МС-21, – отмечает представитель ИАЗа. – И останется в качестве второго вида производства, но уже не главного, производство военной авиационной техники. Это принципиально другие технологии, принципиально другая кооперация, принципиально другие покупатели, принципиально другой уровень сервиса по сравнению с тем, что мы имеем сейчас”.
Поставкой кадров для будущего производства по соглашению займется Иркутский государственный технический университет. Ректор ИрГТУ Александр Афанасьев уверил, что проблем в этом плане быть не должно – ВУЗ без малого полвека ежегодно выпускает десятки рабочих и инженеров, идущих на авиазавод. Поэтому ИАЗ всегда был, есть и будет приоритетным партнером университета. И ВУЗ готов поддержать предприятие и в новом проекте по созданию МС-21.
“Исторически, мы каждый год около сотни наших выпускников отправляем в стены Иркутского авиационного завода, – отмечает Александр Афанасьев. – И здесь не только авиационная специализация, но и другие специальности по сопровождению производства. Эта историческая связка развивается и уже перешла на качественно новый уровень”.
Однако на этот раз кадровый запрос для ИАЗа под новое производство значительно выше. Василий Прутковский назвал нужды завода в инженерах с современной авиастроительной компетенцией примерно в 12 тыс. человек. Именно столько в перспективе понадобится специалистов для развертывания на заводе гражданского самолетостроения.
По планам участников проекта, к 2025 г. Иркутский авиазавод будет производить до 90 единиц авиатехники, в том числе еще востребованных на военном рынке учебно-боевых самолетов Як-130. В этом процессе корпорациям “Иркут” и ОАК окажут поддержку как государственные структуры, так и будущие частные инвесторы. Если масштабные планы авиастроителей реализуются, то Иркутск вполне можем стать одним из крупнейших центров авиастроения не только в России, но в мировом масштабе.
МС-21 – семейство пассажирских самолетов нового поколения. ОАО “Корпорация “Иркут” в качестве головного исполнителя реализует программу создания семейства пассажирских ближне-среднемагистральных самолетов МС-21, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест). (Портал машиностроения/Машиностроение Украины и мира)