В условиях экономического кризиса и ожидаемого снижения закупок производители подвижного состава оказались на грани выживания и ищут любые способы спасения. Если подконтрольной “Уралвагонзаводу” (УВЗ) компании “УВЗ-Логистик” удалось договориться со “Сбербанк Лизингом” о реструктуризации долга, то Группа “Синара” просит господдержки и грозит в противном случае массовыми увольнениями. В тяжелой ситуации и производители вагонов: переговоры с банками начал Тихвинский вагоностроительный завод. Эксперты полагают, что в 2015 г. закупки вагонов в России резко снизятся и производителям останется лишь переориентироваться на экспорт.
Железнодорожный оператор “УВЗ-Логистик” заключил договор с ЗАО “Сбербанк Лизинг” на передачу в лизинг на 15 лет свыше 10 тыс. вагонов. Сумма контракта – 40 млрд. руб., фондирование обеспечит Сбербанк, сообщил “Сбербанк Лизинг”. Гендиректор “УВЗ-Логистик” Дмитрий Еремеев пояснил, что речь идет о рефинансировании долга, но от дальнейших комментариев отказался.
Это возвратный лизинг по всему подвижному составу, который “УВЗ-Логистик” приобретала у УВЗ в 2013-2014гг. с отсрочкой платежей на более чем шесть месяцев, говорит глава “Infoline-Аналитика” Михаил Бурмистров. В текущих условиях у оператора нет возможности оплатить поставки, в то же время у УВЗ резко выросла дебиторская задолженность – с 32,5 млрд. руб. на конец 2013 г. до 57,9 млрд руб. к концу сентября 2014 г., поэтому лизинговая схема была крайне важна для производителя, считает эксперт. Но на фоне повышения ключевой ставки ЦБ до 17% заключение лизингового контракта грозит ростом убытков для “УВЗ-Логистик” в 2015 г., ведь доходность от оперирования по-прежнему крайне низкая – всего 400 руб. за вагон в сутки, отмечает Михаил Бурмистров.
Но частные производители находятся в еще более сложном положении. Источник на рынке говорит, что “Газпромбанк” уведомил Группу “Синара” Дмитрия Пумпянского о повышении процентной ставки с 14% до 25% годовых (компания привлекала кредитную линию более чем на 5 млрд. руб.). При этом у предприятия трудности с заказами: ОАО “РЖД” снизило закупки локомотивов в 2015г. на 36%, отмечает собеседник. “Синара” пытается заручиться поддержкой государства: в декабре компания направила письма в Минпромторг, Минтранс и Минэкономики с просьбой “увеличить объем инвестпрограммы ОАО “РЖД” или предоставить субсидии из бюджета на возмещение части затрат по финансовому лизингу”. В письмах говорится, что компания потеряла заказы на 6 млрд. руб. (примерно 50 локомотивов), что грозит увольнением свыше 1 тыс. сотрудников (пятая часть персонала, задействованного в локомотивном бизнесе “Синары”) и заморозкой инвестпрограммы заводов. Просьбу о поддержке “Синары” направил Дмитрию Медведеву и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
В Минтрансе и Минэкономики на запрос не ответили. В Минпромторге заявили, что “поддерживают любые возможности увеличения объемов закупок техники в рамках инвестпрограммы ОАО “РЖД”. В 2015 г. ОАО “РЖД” планирует купить 467 локомотивов – в 1,5 раза меньше, чем в 2014 г. Основной поставщик, помимо “Синары”, – “Трансмашхолдинг” (ТМХ), но там заявили, что ОАО “РЖД” не планирует снижать объем закупок у них: “у ТМХ твердый трехлетний контракт с монополией до 2017 г.”. В ОАО “РЖД” говорят, что “если и снизят закупки, то пропорционально у всех поставщиков”. В “Синаре” от комментариев отказались.
Почти все опрошенные производители подвижного состава анонимно признаются, что испытывают трудности с обслуживанием кредитов и с загрузкой мощностей. По словам одного из них, переговоры о рефинансировании долга ведет с банками Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) Александра Несиса, “его положение близко к дефолту”. Другой источник рассказывает о фактической остановке работы на “Алтайвагонзаводе” (входит в “Сибирский деловой союз”) “из-за отсутствия средств на закупку комплектующих”. В ТВСЗ и на “Алтайвагонзаводе” не стали это комментировать. Ситуацию могут осложнить металлурги, которые собираются в 2015 г. повысить цены на прокат на 30%. Источник среди производителей говорит, что металлурги поставили условие: “Если не соглашаетесь на рост цен на 30%, то в следующем году повышение составит 40%”.
Михаил Бурмистров считает, что вагоностроителям в 2015 г. придется еще сложнее: объемы закупок операторов будут минимальны, а ОАО “РЖД” вынуждено оптимизировать расходы в условиях дефицита инвестпрограммы. В более выигрышном положении будут ТВСЗ и УВЗ, которые сбывают большую часть продукции аффилированным компаниям, но банки будут неохотно идти на кредитование, а лизинговые компании – на новые сделки, считает эксперт. По его мнению, положение производителей может спасти переориентация на экспорт. (Коммерсант/Машиностроение Украины и мира)