По оценке отдела аналитики, в 2014 г. продажи новых легковых автомобилей составят около 2,3 млн. ед. (-11% к 2013 г.). Общий объем перерегистраций автомобилей с пробегом увеличился до 6 млн. ед. (+4%), а продажи б/у машин у официальных дилеров выросли в среднем на 20-30%. Через дилерские центры прошло более 400 тыс. подержанных автомобилей.
Рынок коммерческих ТС по итогам года снизился еще сильнее. В сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) продано 135 тыс. машин (-18%). Суммарный объем продаж грузовиков (CV+HCV) сократился почти на 23% до 85,5 тыс. ед. Уточненные цифры объявят позже, но уже сейчас можно констатировать, что производство автомобилей в России сократится почти на 10%, а импорт упадет примерно на четверть.
Рост курсов доллара и евро дестабилизировали рынок в течение всего года. Производители были вынуждены увеличивать цены несколько раз. Параллельно менялась и структура рынка. К концу 2014 г. средняя цена нового легкового автомобиля в России превысила отметку в 1 млн. руб. В декабре 2014 г. практически все автопроизводители переписывали рублевые ценники еженедельно. К концу года в дилерских центрах автомобилей по старым ценам не осталось, а в начале 2015 г. ожидается более ощутимый рост.
Возобновление утилизационной программы, стартовавшей в сентябре 2014 г., существенно оживило рынок, особенно в бюджетном сегменте. У АвтоВАЗа даже не хватало товарных автомобилей. Хотя в этом виноваты и проблемы с поставщиками.
Ситуацию на авторынке страны осложнило значительное сокращение рынка автокредитования, особенно в последнем квартале. На фоне роста ставок ЦБ, банки ужали объемы выдачи автокредитов и ужесточили требования к заемщикам. Доля продаж в кредит от месяца к месяцу планомерно снижалась и по итогам года не превысила 35%. Эта тенденция в 2015 г. наберет обороты.
Первое полугодие 2015 г. однозначно будет очень трудным для всех участников рынка. Даже при самом благоприятном раскладе продажи новых автомобилей не превысят 2 млн. автомобилей, а по пессимистичному сценарию – 1,5 млн.
Продленная на 2015 г. программа утилизации в лучшем случае позволит покупателям компенсировать рост цен на местные автомобили, но не на иномарки российской сборки. Валютная составляющая в них слишком высока, чтобы нивелировать рост курсов валют на 50-70%.
Для дилеров наступают тяжелые времена. Многие из них сильно перекредитованы, при этом некоторые брали кредиты в валюте. Долговая нагрузка и жесткая позиция банков, на фоне снижающегося трафика в автосалоны, скорее всего, приведет к массовым банкротствам дилерских центров и целых сетей. Эксперты не исключают сокращения числа дилерских центров на 20-25%. По последним подсчетам отдела аналитики, к концу 2014 г. в стране насчитывалось 4075 дилерских центров.
Не менее сложно придется иностранным компаниям, имеющим производства на территории России. Загрузка их мощностей может снизиться до 50%. В течение года не исключены остановки конвейеров и увольнения персонала. Особенно у “Шевроле”, “Форда”, “Пежо” и “Ситроена”, продажи которых уже в 2014 г. существенно упали. Их ждет невеселая участь. Надежды лишь на бездонность российского рынка. Проблема в том, что большинство потенциальных покупателей потратило сбережения на покупку машин в конце 2014 г. А основная масса российских владельцев не меняет машины, как перчатки. (Автостат/Машиностроение Украины и мира)