Предприятия, связанные с президентом Петром Порошенко, рассчитывают на получение масштабных заказов со стороны украинских Вооруженных сил.
Корпорация “Богдан”, производящая легковые автомобили и автобусы, в декабре 2014 г. представила первый бронеавтомобиль собственного производства под названием “Барс”. Новинку презентовали для руководства МВД, Национальной гвардии и Минобороны на полигоне под Киевом.
При создании “Барса” конструкторы стремились получить недорогой, но хорошо защищенный броневик, способный выполнять задачи в зоне АТО при патрулировании дорог и населенных пунктов, сопровождении грузов, патрулирования границы, охраны блокпостов и проведения боевых операций в городе. Также богдановский “Барс” может использоваться как санитарный автомобиль. Пассажировместимость броневика: 6-8 человек в полном обмундировании.
Броневик планируют выпускать на черкасском автозаводе “Богдан”, который уже не первый месяц простаивает. По словам директора черкасского автозавода Владислава Сопита, в условиях падения автомобильного рынка и остановки завода, а также учитывая боевые действия на востоке страны и крайне низкий уровень обеспеченности армии техникой, конструкторское бюро завода в очень сжатые сроки разработало броневик.
Первый автомобиль в данный момент находится на финальной стадии доработки. Президент лично протестировал опытный образец броневика вместе с автогонщиком и волонтером Алексеем Мочановым, который заявил, что будет испытывать авто, чтобы помочь конструкторам устранить замечания.
Мощности завода сегодня позволяют производить до 50 автомобилей в месяц. При цене одного броневика в 1 млн. грн. такие объемы могут серьезно укрепить пошатнувшееся положение предприятия.
Весь вопрос в том, сможет ли “Барс” конкурировать с другими отечественными бронированными авто, в частности с “Когуаром” и “Спартаном” производства ПАО “АвтоКрАЗ”, а также с “Козаками” производства компании “Практика”.
Разработчики считают, что “Барс” может быть востребован, так как другие броневики относятся к классу тяжелой техники. А она слишком громоздкая и не имеет необходимой маневренности для выполнения определенного рода задач в зоне АТО.
Что касается цен, то конкурентом “Богдана” является только “Козак” на базе армейского грузовика ГАЗ-66, стоимость которого составляет около 1 млн. грн. Другие отечественные броневики существенно дороже. Их цена стартует от 3 млн. грн. Впрочем, спрос на них будет примерно равный – техника будет покупаться разными силовыми структурами для профильных задач.
Ставку на заводе делают именно на повышенную проходимость и скорость броневика. Авто комплектуется дизельным двигателем с расходом топлива 1,5 л/100 км, что позволяет ему на одной заправке проехать около 600 км. Броневик развивает скорость по пересеченной местности до 100 км/ч.
По словам представителей черкасского автозавода, авто имеет и другие преимущества. Среди них: сварной корпус, изготовленный из стальных бронированных листов, расположенных под углом, что обеспечивает круговую защиту от пуль калибра 5,45 мм и 7,62 мм. Дополнительно броневик могут укомплектовать тепловизором, прибором ночного видения, радиозащитой и фильтровальной установкой “Циклон”.
В семействе легких бронеавтомобилей “Барса” будет несколько версий: десантная, патрульная, грузовая и санитарная. Также конструкторское бюро завода уже работает над другими видами армейской техники. Это внедорожники двух классов, а также армейский грузовик. Их опытные образцы уже осмотрели силовики.
Компания “Богдан Моторс” принадлежит Олегу Свинарчуку, бизнес-партнеру президента Петра Порошенко. Свинарчук, который является президентом “Богдана”, возглавлял штаб Порошенко в Черкасской области во время президентских выборов.
Мизерная доля в корпорации “Богдан Моторс” осталась и у инвестиционного фонда “Прайм Эссетс Кэпитал”, который принадлежит сыну президента – Алексею Порошенко.
Недавно Свинарчук сменил фамилию на Гладковский (по матери), и в августе президент назначил его председателем Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю, которая контролирует весь экспорт оружия из Украины.
Еще одно направление усилий для “Богдана” – это грузовые авто и прицепы, а также сделанные на их базе мобильные пункты обогрева. Грузовик с прицепом, где оборудованы спальные места, используется для перевозки личного состава.
Их уже активно закупают силовики. Такие комплексы поставляются в зону АТО, но на передовой не используются, так как они небронированные. Они предназначены для второй линии обороны, а также могут использоваться в случаях чрезвычайных ситуаций.
“Богдан” уже поставляет свои пункты обогрева силовикам. Воинская часть №3078 МВД Украины (Нацгвардия) 8-9 декабря 2014 г. подписала договор на приобретение мобильных пунктов обогрева для личного состава на 13,86 млн. грн. Из них 7,86 млн. грн. за 15 единиц техники получит дочернее предприятие “Автосборочный завод №2” (“Богдан Моторс”).
Стоимость одного пункта обогрева составит 524 тыс. грн. Известно, что он устроен на базе прицепа и рассчитан на 22 места. Для сравнения: второй победитель тендера – ЧАО “Спецбудмаш” – получит за 10 пунктов обогрева 6 млн. грн., по 600 тыс. грн. каждый.
Серьезную конкуренцию “Богдану” составляет АвтоКрАЗ. В прошлом году Нацгвардия закупила 50 комплексов кременчугского производителя по цене около 500 тыс. грн. Кроме закупок отечественных мобильных пунктов, силовики получают и импортные – в качестве гуманитарной помощи. Государственная пограничная служба в прошлом году получила 41 пункт обогрева по линии международной технической помощи из США.
Одна из конкурентных особенностей легкого броневика “Богдан” – это возможность устанавливать сверху на крыше боевые модули с различным вооружением. Первый такой отечественный модуль под названием “Киборг” в данный момент тестируется на военном полигоне в Черниговской области.
Модуль состоит из двух частей – пулемета “Утес” и автоматического гранатомета УАГ-40. Последний примечателен, во-первых, тем, что может стать первой отечественной разработкой, созданной по натовским стандартам, которая окажется на вооружении ВСУ. А, во-вторых, тем, что производится он на столичном судостроительном заводе “Ленинская кузня”, опосредствованным владельцем которого является Петр Порошенко.
Начальник Государственного научно-испытательного центра ВСУ, полковник Владимир Башинский утверждает, что в ближайшее время модуль “Киборг” поступит на вооружение украинской армии, не уточняя при этом сроков.
Представитель “Ленинской кузни” Олег Слинко, который руководит проектом производства гранатометов, подтвердил, что в данный момент УАГ-40 проходят государственную сертификацию для того, чтобы они могли стать на вооружение украинской армии. Принятие на вооружение этих комплексов планируется уже через несколько месяцев.
УАГ-40 разработало КБ “Точные механизмы”, а “Ленинская кузня” еще в 2013 г. выпустила опытную партию гранатометов. УАГ-40 является аналогом самого распространенного в мире американского гранатомета МК-19. Конкурировать он будет с автоматическими гранатометами АГС-17 “Пламя”, которые используют российские 30-миллиметровые боеприпасы. Вместо них применяются более распространенные в мире типы гранат стандартов НАТО калибра 40 мм.
Цену оружия на заводе не называли. Но, по оценкам конкурентов, она составляет порядка $20 тыс. “Ленинская кузня” ранее не планировала поставлять эту продукцию в Россию, страны СНГ и Европы, а намеревалась искать клиентов среди армий некоторых стран Африки, Ближнего Востока и Юго-восточной Азии. Производитель и ранее вынашивал планы встать на вооружение украинской армии. Очевидно, что внутренний рынок стал еще более актуальным после начала вооруженного конфликта в Украине.
Испытание модуля “Киборг” проходит на платформе “Махно” – бронированном грузовике, созданном на основе армейского ГАЗ-66. Однако вскоре его переставят на грузовые боевые машины “Тритон” и “Арбалет”, предназначенные для перевозки десанта. Они также изготовлены на заводе “Ленинская кузня” по стандартам НАТО. Представители завода пока что не сообщают никаких деталей по этому поводу. (Инсайдер/Машиностроение Украины и мира)