Главный конструктор ОАО “КАМАЗ” по работе с силовыми структурами Ю. Кухаренко раскрывает особенности проекта “Тайфун” на шасси КАМАЗ-63968, способного выдерживать подрыв 10 кг тротила и попадание из гранатомета. Стоимость одного такого автомобиля – более 1 млн. евро, но такие затраты оправданы, поскольку машина способна выдерживать не только обстрел из пулемета Владимирова, но и выстрел из РПГ.
– Есть информация, что вы уже провели испытания модульного автомобиля КАМАЗ-63968.
– В сентябре 2014 г. мы завершили предварительные испытания автомобиля и провели испытания этой машины на полигонах в ЦНИИТОЧМАШе и в 3 ЦНИИ БТ. Впервые в России мы посадили в подрываемый автомобиль вместо свиней и экранов “свидетелей”, специальные манекены Hybrid III.
Провели обстрел по периметру, сделано больше 200 выстрелов с разных расстояний и ракурсов. После произвели подрывы различными средствами поражения в соответствии с требованиями ТТЗ и программы-методики. Пробитий не было, манекены с 37-ю датчиками (ускорения, перемещения, давления) показали нагрузки в районе 35-50% от максимально допустимых. По результатам испытаний сделано заключение, что человек, находящийся в машине, не получил бы травм опасных для жизни.
Также были предусмотрены подрывы 152-мм осколочно-фугасного снаряда на расстоянии 25 м от автомобиля. Именно такое расстояние было заложено в требованиях к защите машины. Потом было принято решение сократить расстояние до 10 м, затем до 5 м, ну и, наконец, решили произвести взрыв на расстоянии 2 м. Взорвали. Осколками покрошило керамику, но пробития не было, и показания датчиков на манекенах не зафиксировали превышения допустимого уровня нагрузки. Нам, конструкторам, было очень приятно получить такой высокий результат.
Тем не менее, после снятия всех показаний с датчиков (на сидениях, на днище, на крыше, на рулевом колесе) нами были обнаружены некоторые слабые места, над которыми мы сейчас работаем. Где-то меняем конструкцию с целью увеличения защищенности, а где-то, может быть и ослабим защиту, так как она избыточна. Также для оптимизации весовых параметров будем бороться за снижение массы.
– По какому стандарту обстреливали и подрывали: российскому или STANAG’у?
– Была, так называемая, временная методика, представленная Министерством обороны России. Кроме этого мы оценивали и по стандарту STANAG.
– Расскажите подробнее о данной методике.
– Ранее согласованным количеством боеприпасов обстреливали технику под разными углами, обращая особое внимание на места, где возможность пробития наиболее вероятна. По STANAG же определяются конструктивно ослабленные зоны, где сам конструктор определял возможность пробития. Подрывы производились под передним колесом со стороны водителя, под задним колесом, под днищем посередине десантного отделения. Ну, и применение манекенов Hybrid III позволило дать всеобъемлющую оценку происходящего внутри автомобиля для формирования заключения специалистов.
– Как выглядит процесс закладки взрывчатого вещества?
– Металлическую чашу с отверстием цилиндрической формы закапывают вровень с землей, песок вокруг проливают водой для его уплотнения. В чашу закладывается 6 кг тринитротолуола. Затем, на нее наезжает автомобиль, и производится подрыв.
Считаю, что пора приводить российскую методику проведения таких специфических испытаний к единому стандарту. Иначе как можно утверждать, что тот или иной образец нашей техники превосходит или уступает западным аналогам, если испытания проводились совершенно по-разному?
– Автомобили “КАМАЗ”, когда разговор заходит о стойкости к подрывам, частенько ругают за бескапотную схему. Мол, наедет автомобиль колесом на мину, всю силу взрыва примет на себя кабина и люди, в ней находящиеся. Что показали испытания модульного “Тайфуна”, когда взрывали 6 кг под передним колесом со стороны водителя?
– Хороший вопрос. Испытания показали, что при возможном подрыве и водитель, и старший машины остаются живы, потому что конструкция кабины имеет обтекаемую форму и рассекатели, что перенаправляет основную энергию взрыва в сторону. Также не могу не отметить достаточно удачную компоновку силового отсека: на испытаниях взрыв разрушил колесо, но водитель смог пустить двигатель, и машина поехала. То есть, ни двигатель, ни его системы не пострадали.
– Эти подрывы были в рамках государственных испытаний?
– Нет. Это предварительные испытания, но программа была согласована с заказчиком в лице Министерства обороны. Военные специалисты настаивали, что литеру “О” (РКД, откорректированная по результатам изготовления и проведения предварительных испытаний опытных образцов) для рабочей конструкторской документации мы должны присвоить только после проведения специальных испытаний. Поэтому пришлось пожертвовать двумя машинами.
– Планировалась некая защита от РПГ с помощью специальных матов. Что с ней?
– Действительно, такие навесные маты есть. И есть результаты испытаний, правда, не наших. Испытания проводились партнерами.
– Эти маты войдут в комплектацию “Тайфуна”?
– Они будут прикладываться дополнительно, в соответствии с требованиями контракта в ЗиП. Если машину направят в район боевых действий, то ее “обклеят” этими элементами, что обеспечит ее защиту от выстрелов гранатомета.
– Каким образом маты крепятся к броне машины?
– Есть два варианта. Первый – на липучках. Сродни тем, которые мы привыкли видеть на одежде, на обуви. Примерно такое же устройство применяется и здесь, то есть двухсторонним скотчем приклеиваются эти липучки по всему периметру, в специальных секторах. Затем к ним крепятся маты. Второй – маты крепятся специальными ремнями, позволяющими их быструю установку и демонтаж.
– Как эти маты защищают машину от воздействия кумулятивной струи?
– Все, на самом деле просто, при соприкосновении с матом кумулятивная струя от РПГ не образуется, в том виде как она задумывалась. Нельзя забывать о возможной установке дополнительной защиты внутри модуля (противоосколочное покрытие).
– Вы сказали, что пока эти маты у нас в стране не испытывались?
– Нет, мы не испытывали пока маты, потому что в методике испытаний не была заложена такая проверка. Но когда настанет очередь государственных испытаний, я думаю, что мы проведем такую проверку. На отдельных фрагментах матов испытания нами были проведены, но за рубежом. Были показаны хорошие результаты. Сейчас, чтобы не расстреливать весь образец, необходимо такие же испытания провести на фрагментах защиты в нашей стране. А через год попробуем на готовой машине.
– Были образцы машины с дистанционным модулем вооружения. Он будет устанавливаться на каждую машину? Или это как опцион некий? Что заказчик хочет?
– Заказчик, конечно, хочет видеть его на каждой машине. Чтобы был модуль вооружения, чтобы была радиостанция Р-168. Дистанционно управляемая установка очень дорого стоит, радиостанция тоже. Мы места установки готовим для установки радиостанций и модуля, но сегодня эти изделия, установленные на автомобилях, не прописаны в контракте. В контракте прописано, что мы должны поставить машины в определенной комплектации, хотя в ТЗ указано, что по особому договору мы должны поставить с радиостанцией, дистанционной установкой, с вооружением. В дальнейшем, как в договоре пропишут, так и поставим.
По ДУМВ. Сегодня мы еще не испытывали эти машины вместе с установкой дистанционного боевого модуля. Предварительно, без стрельбы, в Кубинке испытали действие стабилизационного устройства ДУМВ, получены хорошие результаты. Стрельб в составе автомобиля мы не проводили, потому что в ТЗ их нет, и в программе испытаний не было этих условий. Для себя провели, убедились, что установка держится нормально, работает нормально. Стрельбы в составе опытного образца предполагаем, провести на государственных испытаниях.
– Чьи модули были использованы?
– Модуль разработки ОАО “НПО “Электромашина” (Челябинск). Кроме того, сегодня прорабатываются предложения от компаний ООО “Оружейные мастерские” и “Калашников”.
– Сиденья в “Тайфуне” местные?
– Пока зарубежные, с элементами энергогашения воздействия минного подрыва. Есть у них ноу-хау в этой сфере, которое они пока не рассекречивают. Но, эти сиденья будут локализованы в России, по уже согласованной программе.
– Когда состоятся государственные испытания модульного “Тайфуна”?
– Государственные испытания начались в январе и продлятся до сентября. За этот период запланировано провести полный цикл Государственных испытаний и при положительных результатах испытаний принять автомобили на снабжение Вооруженных сил России. А в 2016 г. запланирована уже серийная поставка промышленных партий.
– Каково предназначение “Тайфуна”? Перевозка личного состава?
– Сегодня в военном ведомстве по этому поводу споры идут. Для перевозки личного состава и его защиты, понятно. Как автомобили войсковой разведки, химической разведки, командно-штабные машины, санитарные машины, в конце концов. Но все это мы слышим не от военного ведомства, а от разработчиков. Сегодня к нам идут разработчики из других российских компаний, которые хотят на базе этих машин создавать спецмашины. И мы от них узнаем, что на этой машине (шасси) планируется установка минометной установки, РСЗО “Град”, минных заградителей и так далее.
– То есть, работы в этом направлении уже ведутся? Ранее КАМАЗ анонсировал возможную линейку специальной техники на базе “Тайфуна”.
– Эта линейка, конечно же, взята нами не с потолка, а по предложениям партнеров. Пока на бумаге прорабатываем, но многие бы уже не отказались закупить машины и делать на их основе специализированную технику. Надеемся, что начнется массовый спрос на эти машины после завершения государственных испытаний.
– Автомобильный завод “Урал” также работает над своим вариантом “Тайфуна”. Не боитесь, что конкуренты могут оказаться успешнее?
– Конкурент-то всегда конкурент, поэтому опасения естественны. Для сравнения как для местных, так и для зарубежных образцов сегодня существует так называемый “показатель технического уровня”, который рассчитывается по специальной методике, учитывает множество факторов, и является наиболее достоверным. Например, очень удачной оказалась компоновка наших машин, при которой “Тайфун” 6х6 получил нестандартные два передних управляемых ведущих моста. И это оказалось правильным решением главного конструктора, потому что получилась сбалансированная нагрузка на оси. Из-за этого показатели проходимости, маневренности, управляемости, устойчивости гораздо выше, чем, если бы на старой схеме остановились: два моста сзади, один управляемый передний. Передний мост бы все время тонул, изнашивалась резина, и рулевое управление тяжелее было бы. Это только один показатель, но еще есть много показателей, которые заложены в электронных системах, бортовой автоматизированной системы управления и информирования, которые следят, и облегчают работу водителя. Это ABS, системы автоматического горизонтирования, курсовой устойчивости, система автоматического выключения подвески при работе дистанционно управляемого модуля вооружения, системы автоматической блокировки межколесных и межосевых дифференциалов, системы диагностирования и др. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)