Geneva International Motor Show – 2015 – автосалон неоднозначный. И не только потому, что он не оправдал многих ожиданий. 85-й автосалон стал предвестником нового этапа развития европейского и мирового автопрома. С новыми подходами к привлечению покупателей…
Первое впечатление от, как всегда огромных и сияющих залов автосалона в Женеве: с мировым автопромом (в отличие от украинского) все в порядке – он наращивает темпы. Второе впечатление: электромобили сдают позиции в Европе. Нет, они не исчезли как класс, но их лишили отдельного павильона и дружелюбные к природе малыши “растворились” на общих стендах.
Европейцам надоело диетическое питание, на которое обычно переходят по необходимости. А ведь необходимость в электромобилях возникла не только из заботы о природе, но и из высокой цены на топливо. Сегодня второй вопрос в Европе не очень актуален – цены на топливо чуть ли не на историческом минимуме. Что касается дружелюбия к окружающей среде, его в достаточной мере демонстрируют (и обеспечивают) гибриды. Да еще и дают возможность немножко сэкономить на топливе. Этот тренд в большей или меньшей степени поддерживают почти все производители.
Еще одна тенденция, которая продолжает развиваться – уменьшение веса и объема моторов и увеличение их экономичности без потери мощности. Так называемый “даунсайзинг”. Например, новый двигатель KIA1,0 T-GDI (бензиновый, с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива) семейства Kappa. С рабочим объемом 1,0 л он развивает мощность 120 л. с. и имеет крутящий момент 172 Нм. А новая модификация BMW 116d Efficient Dynamics Edition и вовсе оснащена 3-цилиндровым дизельным мотором мощностью 85 кВт/116 л. с.
По “даунсайзингу” всегда возникает главный вопрос: сколько такие маленькие моторы проработают при больших нагрузках, какой у них пробег до капремонта. И можно ли их будет отремонтировать в принципе.
Естественно, продолжается тенденция освоения авто производителями новых ниш. Их все меньше и меньше. Но и за покупателей становится бороться все сложнее. Поэтому, например, Mazda, опираясь на успешность СХ-5, решила вывести на рынок еще и кросовер В-класса – Mazda СХ-3. Смелый и оправданный ход.
Та же Mazda в борьбе за покупателя, теперь предлагает ему автомобили практически премиального уровня. По цене автомобилей бизнес- или среднего класса. Наглядное подтверждение – обновленные Mazda-6 и Mazda CX-5, а также новая Mazda-2. К слову, и обновленная “шестерка”, и обновленный СХ-5 уже в марте будут в Украине. Тогда они смогут наглядно продемонстрировать всем желающим новые достоинства.
В отличие от Mazda, Renault стремиться успеть освоить сегмент кроссоверов С-класса и поддержать любителей вымирающего класса MPV. Renault Kadjar и Renault Espace – материальный пример такого стремления. У нас, скорее всего, Renault Espace не появится – дорого. За него и в Европе немало просят – от 35500 швейц. франков. А вот у Kadjar порадовать украинских автомобилистов шансы есть. Правда, неизвестно c какой ценой.
К этой новинке на стенде было не подступиться. Так же, как и к Mazda CХ-3. Kadjar, кстати, в профиль немного напоминает Mazda CX-7. В салоне у Kadjar спереди – мягкий пластик, сзади – жесткий. А вот задняя дверь распахивается слабовато – не очень удобно выходить. Kadjar построен на одной платформе с Qashqai, но немного длиннее, и теоретически будет с ним конкурировать. Длина – 4450 мм, ширина – 1840 мм, высота – 1600 мм. Дорожный просвет – 19 см. Объем багажника – 472 л. Моторы – 3- и 4-цилиндровые мощностью до 163 л. с.
Добрать оставшихся потенциальных покупателей кроссоверов А- и В-классов в ближайшем будущем намерен Suzuki. Его концептуальные in-4 и ik-2 вызвали интерес посетителей моторшоу. Тем более, что всех уже успела покорить новая Vitara. Неужели так будет выглядеть новый городской Samurai? Хотя, Ik-2 нацеливается конкурировать с Ford Fiesta.
Подобраться к премиальности, а заодно “пропылесосить” на наличие потенциальных клиентов стыки А- и В-классов призвана новинка SsangYong Tivoli. Новый кроссовер выглядит вполне современно и по-европейски. Да еще и имеет электрическую версию. Он построен на новой платформе и будет иметь передний или полный привод. Места в салоне очень много, пластик отделки – качественный, мягкий. Очень ярко смотрится. Длина – 4200 мм, колесная база – 2600 мм, объем багажника – 423 л. Мотор – 1,6-литровый бензиновый мощностью 122 л. с. А к разработке этого авто приложил руку и украинский дизайнер из Мариуполя. Так что в SsangYong Tivoli есть и частичка украинской души.
Уже готова к новым правилам игры Skoda. Новая Skoda Superb, которую представили в Женеве, как минимум выглядит, как премиальный автомобиль. Тут “засветили” и европейскую цену на новинку – 34700 швейц. франков за авто в хорошей комплектации.
В направлении повышения ценности брэнда и “заглядывания” в премиум-класс движется и корейский KIA. По новому KIA Sportage это хорошо видно. Его не спутаешь с предыдущим поколением. А новая линейка оформления GT Line! На 85-м международном женевском автосалоне среди массовых KIA выделялся cee’d GT Line. Новая линейка GT Line предлагает покупателям автомобили с таким же спортивным экстерьером и салоном, как KIA cee’d GT. GT Line отличаются светодиодными дневными ходовыми огнями LED DRL в форме кубиков льда, а также более развитой формой передних бамперов. Все модели GT Line имеют в качестве стандартного оснащения светодиодные задние фонари и 17-дюймовые легкосплавные колесные диски стильного дизайна. Действительно создает в салоне ощущение премиального авто.
Что уж говорить о поползновениях в премиальный сегмент концепта Sportspace, с кнопками вместо ручек открывания дверей, с полностью стеклянной крышей и стеклами в дверях по-купешному без рамок. Его явная схожесть с универсалом Alfa Romeo 159 не случайна. И в этом нет ничего зазорного. Многие считают итальянский дизайн образцовым. Под капотом 2-литровый бензиновый мотор мощностью 250 л. с. Длина – 4885 мм, ширина – 1870 мм, высота – 1425 мм, колесная база – 2840 мм. Загрузку багажного отсека универсала облегчают стальные шарики, по которым скользит тяжелый груз.
Это, к слову, тоже тенденция – приблизить роскошь к народу. Из той же серии и показанные в Женеве 4-дверные спорткупе не премиальных марок.
Испанский Seat в Женеве шокировал концептуальным кроссовером 20V20. Шокировал потому, что это первый кроссовер марки, а по стилистике он абсолютно не типичен для Seat и выглядит ярче Volkswagen. Длина 20V20 – 4659 мм, колесная база – 2791 мм, дорожный просвет – 228 мм, объем багажника – 600 л.
Где-то между А- и В-классами ищет новых покупателей Opel. Его новый субкомпактный хэтчбек Opel Karl имеет длину 3680 мм и очень скромный багажник, а внешность – не бросает вызов итальянской (да и никакой другой) дизайнерской школе. Это, скорее, просто обновленная Corsa. Но стартовая цена Karl менее 10 тыс. евро заставляет подумать о целесообразности такой модели. И такого подхода к привлечению покупателей.
Nissan будто смакует разнообразие кузова хэтчбек. Или экспериментирует с уменьшенными копиями Murano. Концептуальный Nissan Sway – развитие данной темы. А в интерьере новинки использованы элементы промышленного архитектурного стиля. Но основной привлекательный элемент – разноцветная раскраска кузова.
К слову, в этом году в Женеве, многие производители представляли модели с двухцветными кузовами. Тоже тенденция. Популярное в 1960-х годах решение в эпоху массового производства обрело второе дыхание. Дизайнерам и маркетологам удалось победить технологов и теперь окраска крыши в другой цвет становится уже нормой.
Toyota просто обновила и без того достаточно успешные Toyota Auris и Avensis. Хотя, первый и напоминает чем-то KIA procee’d.
Avensis выглядит очень элегантно и стремительно в кузове универсал. А задние светодиоды у него почти как у Audi. Седан – немного тяжеловат. Но в обоих – качественная отделка интерьера, мягкий пластик. Как в премиальных авто.
Сами представители премиальных марок, на чью территорию без зазрения совести пытаются забраться многие японские и европейские брэнды, “держат удар” не только благодаря доброму имени. Уже имея достойный продукт, они занимаются его шлифовкой до совершенства. А точнее – заточкой под узкие ниши.
Например, BMW, взбудоражившая в прошлом году автомобильную общественность, нетипичной 2-й серией Active Tоurer, теперь предлагает ее 7-местную версию. 2-я серия BMW Grand Active Tоurer получила модный 3-й ряд кресел. При всем уважении к баварцам, надо заметить, что как и у многих других производителей – это места для непослушных детей. Зато, формально охвачена семейная аудитория. И неформально – тоже. К машине не подойти, не говоря уже о том, чтобы посидеть в салоне. Толпа. Под капотом – новые двигатели мощностью 116-192 л. с. с расходом топлива в смешанном цикле 3,9-6,3 л/100 км. Длина новинки – 4556 мм, ширина – 1800 мм, высота – 1608 мм. Если разложить сиденья второго ряда (а это придется сделать, так как из-за дополнительного 3 ряда багажник невелик) объем грузового отсека достигнет 1905 л.
У Mercedes-Benz – та же история с “заточкой”. Пример – Mercedes-AMG GT3 с 6,3-литровым двигателем V8 AMG, взятым из GT3 SLS AMG.
Audi продолжает совершенствовать спортивные модели. А также, для более узкой и богатой аудитории, выпускать спортивные версии существующих. Например, новый Audi R8 оснащается таким же 5,2-литровым V10 мощностью 601 л. с., как и Lamborghini Huracan.
Еще больше, или еще тоньше “затачивают” модели под узкую аудиторию любителей, ценителей и фанатов тюнинговые и дизайнерские ателье.
А в целом массовые авто производители будто “затаились” и находятся на раздорожье. Ярко выраженных тенденций нет, кроме освоения нишевых пространств и одновременного стремления к универсальности. Не исключено, что на ближайших автосалонах произойдет взрыв новинок. Сейчас, Женева демонстрирует отработку, в основном, старых – давно намеченных маршрутов развития.
Что касается новых правил игры на авторынке, они, наверняка, тоже появятся в ближайшее время. То, что по старым правилам привлекать покупателей сложно, – уже понятно. А каковы будут новые? И самое главное: кто будет их устанавливать, а кто – подстраиваться под новые реалии? (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)