Директор по продажам ООО “РМ-Терекс” Владимир Ицков рассказал об импортозамещении на предприятии и планах на 2015 г.
– Насколько эффективно, по вашему мнению, сегодня реализуется программа импортозамещения в России?
– Программа стартовала недавно, поэтому об эффективности говорить еще рано. Но уже сейчас очевидно, что наиболее серьезным препятствием для реализации программы станет отсутствие в России современных предприятий, производящих конкурентоспособную компонентную базу (мосты, КПП, гидравлика для СДТ). Для создания таких производств, в свою очередь, требуются серьезные капиталовложения в инжиниринг и техническое оснащение.
– Оцените возможности конкурентоспособного замещения различных групп машиностроительной продукции силами местных предприятий.
– За последние 10 лет наши потребители смогли оценить уровень дорожно-строительной техники импортного производства, привыкнуть к ее качеству и удобству эксплуатации. При этом в России вполне возможно производить конкурентоспособную технику, но для этого необходимы изменения в инжиниринговой сфере предприятий, внедрение системы качества, производственной системы.
Эти факторы были основополагающими при создании СП “РМ-Терекс” в 2012 г. Уже в конце 2013 г. был завершен глобальный проект по модернизации сборочного производства в ЗАО “Брянский арсенал”, где стартовал серийный выпуск грейдеров нового поколения TG. В прошлом году мы провели глубокую модернизацию производственных мощностей в ЗАО “Челябинские строительно-дорожные машины”. Совсем скоро стартует серийное производство нового поколения колесных и гусеничных экскаваторов серии TX/WX в новом сборочном комплексе ЗАО “Тверской экскаватор”. Нам удается производить продукцию, отвечающую требованиям рынка, благодаря внедрению системы NPPD. Это система, состоящая из “6 ворот” качества, действует на всех этапах – от разработки до организации производства.
– Столкнулась ли ваша компания в последние месяцы со сложностями при закупках импортных комплектующих и материалов?
– В конце 2014 г. были определенные проблемы с закупкой комплектующих из-за рубежа, но совместная работа с поставщиками позволила нам оперативно решить возникшие трудности. Сейчас все поставки идут в плановом режиме.
– Какие виды продукции являются для вас приоритетными при реализации программы импортозамещения?
– В рамках программы импортозамещения мы сосредоточили усилия на сегментах, в которых “РМ-Терекс” имеет традиционно сильные позиции. Это автогрейдеры (серия TG), экскаваторы (серия WX/TX), а также экскаваторы-погрузчики (серия TLB). Также мы работаем над новой линейкой фронтальных погрузчиков, которую планируем вывести на рынок в 2016 г.
– Какие конкретные шаги предпринимает ваша компания?
– Мы начали переходить на частичное оснащение наших продуктов местными двигателями ЯМЗ-530 – мощными силовыми агрегатами с высоким крутящим моментом и низким расходом топлива. Основная номенклатура агрегатного состава техники нашей компании преимущественно остается российской.
Вообще, импортозамещение в сфере комплектующих – процесс непростой. Переход на комплектацию машин узлами и механизмами российского производства требует значительного времени. Это взаимное развитие как поставщиков, так и производителей. Но перспектива, безусловно, есть.
– Сколько единиц импортозамещающей продукции выпущено и реализовано за 2014 г. и два месяца 2015 г.?
– Всего за 2014 г. выпущено более 500 единиц техники, которую можно отнести к категории импортозамещающей продукции, – это составляет около 25% от объема производства компании. За 2 месяца 2015 г. выпуск такой техники увеличился на 17% к аналогичному периоду 2014 г.
– Можете ли вы оценить, каков экспортный потенциал выпускаемой на предприятии импортозамещающей продукции?
– Во всем мире потребители выбирают технику по комплексу критериев, которые условно можно отразить как соотношение “цена-качество”. Исходя из географии поставок нашей продукции на экспорт в 2014 г. (Африка, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, страны Ближнего Востока), мы можем с уверенностью говорить о том, что техника компании востребована не только в России и СНГ.
– Каково соотношение импорта и российской продукции при производстве вашей техники на сегодняшний день?
– Модельный ряд “РМ-Терекс” включает технику, ориентированную на различные сегменты потребителей. Например, автогрейдеры ДЗ-98 производятся только из российских комплектующих и ориентированы на эксплуатацию в особо тяжелых условиях. В то же время доля импортной комплектации в структуре себестоимости автогрейдеров серии TG составляет около 30%.
– Оцените объем заказов, имеющихся у вашего предприятия на 2015 г.
– Исходя из сформированного портфеля заказов на 2015 г. и конъюнктуры рынка дорожно-строительной техники России, говорить о росте продаж было бы опрометчиво. По нашей экспертной оценке, падение составит около 30%. Прежде всего, это связано с повышением стоимости кредитных ресурсов. Конечно, во многом состояние рынка будет зависеть от того, какие меры государственной поддержки будут приняты для того, чтобы отрасль продолжала развитие. Среди таких мер может быть, в частности, программа закупки спецтехники местного производства для нужд муниципальных предприятий, субсидирование государством процентных ставок – снижение для потребителя стоимости кредитов на приобретение техники российского производителя, внедрение федеральных лизинговых программ. (Экскаватор.ру/Машиностроение Украины и мира)