Российская армия получит первую партию из 400 квадроциклов. Их поставят ВДВ России. Десантники продемонстрировали образцы боевых квадроциклов на форуме “Армия-2015”. Четырехколесные машины планируют использовать для ведение разведывательных и боевых операций.
Самым массовым станет Stels ATV 600 Leopard. Это 600-кубовая модель, с двигателем мощностью 39 л. с. и весом 319 кг. Емкость топливного бака – 17 л, клиренс – 320 мм. Полноприводные ATV укомплектованы бесступенчатым вариатором. В принципе, боевой квадроцикл мало чем отличается от аналогичных гражданских моделей, за исключением креплений под автоматическое оружие.
В то же время, после испытаний ATV вызвала ряд замечаний генералитета. В частности, необходимы доработки квадроцикла по ряду параметров: понизить шумность, установить защиту, обеспечить удобство стрельбы из пулемета как правой, так и левой рукой. Командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов на показе в 106-й Тульской воздушно-десантной дивизии отметил, что боевые квадроциклы нужны ВДВ, и оценил примерную потребность в них – 400 штук.
Вторая модель, которую испытывает армия – это 800-кубовый Stels мощностью 67 л. с. и весом 400 кг. Ее планируют использовать для транспортировки более тяжелого вооружения.
Армейская версия получила название “Тульчанка” и выполнена тульским Центральным конструкторско-исследовательским бюро спортивного и охотничьего оружия. качестве основы для “Тульчанки” был выбран серийный гражданский квадроцикл, разработанный компанией “Веломоторс” и выпускаемый Жуковским мотовелозаводом.
Задумались над использованием квадроциклов и в других войсках. Главкомат Сухопутных войск протестировал квадроциклы производства компании “Русская механика” (Рыбинск) в испытательном центре Минобороны России. Эти серийные мотовездеходы РМ500 4х4 и РМ500 6х4 обкатывались и на других войсковых полигонах в различных климатических условиях. Данные машины оснащены 40-сильным бензиновым двигателем объемом 503 кубика и способны разгоняться до 80 км/ч. Квадроциклы имеют три режима трансмиссии: переднеприводный, полноприводный и для скользкой дороги. РМ500 4х4 способен взять на себя 270 кг груза, РМ500 6х4 – 590 кг, дорожный просвет в обеих версиях составляет 290 мм.
Военные требуют от производителей “квадриков” более серьезного оснащения с точки зрения вооруженности и защиты экипажа. В частности, предлагается предусмотреть возможность монтажа на мотовездеходах крупнокалиберных пулеметов НСВ-12,7 “Утес”, а также СПГ, ПТУР, минометов калибром до 82 мм, огнеметов РПО-А, 12,7-мм снайперской винтовки “Корд”. Защиту экипажа предлагается обеспечивать за счет применения наклонных бронещитков, а также экипировки личного состава боевым защитным комплектом “Пермячка”. Правда, изготовители утверждают, что использовать бронирование на квадроцикле не позволяет сама архитектура подобной техники, ведь оно негативно скажется на ряде характеристик, прежде всего маневренности. В этой связи боевые квадроциклы предлагается применять все-таки в ситуациях, когда от транспортного средства требуется высокая подвижность, а не огневая мощь или уверенный уровень защиты. В частности, помимо разведки, оснащать квадроциклами предполагается подразделения военной полиции.
Судя по отрывочным сведениям, российская армия все же начала получать боевые квадроциклы. Их задействовали на учениях в Таджикистане и в Ростовской области.
А вот украинская армия пока квадроциклов централизовано не получила. Все модели, которые есть в зоне АТО – это волонтерские поставки. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)