В канун Дня автомобилиста Auto-Consulting решил напомнить о достижениях украинских автозаводов. А они были и еще и какие. Представьте, первые послевоенные годы, а в Украине уже начинается производство электромобилей, притом сразу двух моделей. И не для испытаний, а для коммерческой эксплуатации. Для того, чтобы выяснить подробности отправимся в архивы и на ЛАЗ.
Этот факт не сильно афишировался, но действительно, Львовский автобусный завод строили не только для производства автобусов, но и электромобилей. 26 апреля 1949 г. Совет министров СССР вынес постановление, которым обязал Госплан СССР выделить необходимые средства для организации завода по производству электромобилей и автобусов. Притом именно в такой последовательности и были перечислены будущая продукция. Этим же постановлением автосборочное предприятие переименовывалось в Львовский автобусный завод. Молодому предприятию устанавливают план на производство 3000 автокранов, 1000 электромобилей и 2000 автобусов ЗИС-155.
А в качестве продукции ЛАЗ должен был выпускать коммерческие фургоны, разработанные в институте НАМИ. Это были модели НАМИ-750 грузоподъемностью 0,5 т и НАМИ-751 – 1,5 т. В 1951 г. во Львове началось мелкосерийное производство электромобилей уже под обозначением ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751 соответственно. Их специально адаптировали для работы почтовыми фургонами. Электромобили должны были забирать корреспонденцию из почтовых ящиков и доставлять ее на Главпочтамп. Электромобили по тем временам имели вполне приличные характеристики: запас хода – 60 км, емкость свинцовых батарей – 200 и 300 Ач, соответственно.
В конструкции использовались алюминиевые профиля, боковые панели были из фанеры, а фара головного света была всего одна, чтобы максимально снизить вес машины. Для облегчения погрузки/выгрузки корреспонденции, боковые двери были сконструированы таким образом, что при открывании они задвигались под крышу, а в более тяжеловесный НАМИ-751 сзади была установлена дополнительная дверь. Но главным недостатком конструкции электромобилей “ЛАЗ” были тяжелые свинцовые АКБ, установленные под фальшполом фургонов. Они, впоследствии, и сыграли роковую роль в судьбе электрофургонов.
Первую партию из 20 электромобилей ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751 отправили работать в Москву и Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где они справно трудились вплоть до 1958 г., а некоторые и дальше. Электрофургоны неплохо справлялись с такими задачами, но в зимний период запас хода сильно падал. Аккумуляторы требовали частой замены, так как имели ограниченное число зарядных циклов, да и стоили немало.
В результате коммерческой эксплуатации оказалось, что электромобили вовсе не такие бесплатные, а начальная стоимость одной машины получалась в 2 раза дороже аналогичной бензиновой. Проект электромобилей окончательно закрыли и отправили в архив до лучших времен. ЛАЗ к тому времени уже массово выпускал большие автобусы, а для производства электротранспорта не было и свободных производственных мощностей. Но, тот факт, что первые серийные электромобили в СССР выпустили именно в Украине, на ЛАЗе, в 1951 г. – навсегда остается в нашей истории.
Кстати, “гибриды” в Украине тоже выпускали более 40 лет назад, когда о таком слове никто еще и не слышал. Притом выпускали их именно в Киеве и поставляли во многие города СССР. Но это уже совсем другая история. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)