Верховная Рада включила в повестку сессии довольно резонансный законопроект №3251 от 07.10.2015 г “О стимулировании развития рынка бывших в употреблении транспортных средств” авторства десятков депутатов. Сам закон всего на 3 страничках, но эффект, который он может произвести на автомобильном рынке – сродни разрыву бомбы.
Согласно тексту законопроекта №3251, народные депутаты предлагают на 2 года (с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г.) значительно снизить акцизный сбор на подержанные автомобили, который в последние годы был фактически единственным барьером для масштабного потока б/у авто из Европы.
Притом снижение запланировано очень существенное. К примеру, для авто с бензиновым двигателем до 1 л, ставку акцизного сбора хотят уравнять для новых и б/у автомобилей и сделать ее 0,102 евро/куб. см, против 1,439 евро, то есть в 14 раз.
Для автомобилей с двигателем 1-1,5 л ставку акцизного сбора хотят установить на уровне 0,063 евро/куб. см, против нынешней 1,761 евро (меньше в 28 раз).
С авто объемом 1,5-2,2 л ставка акциза предлагается на уровне 0,267 евро, против 2,441 евро (снижение в 9 раз).
На авто с объемом 2,2-3 л акциз предлагается на уровне 0,276 евро, против 4,985 евро (снижение в 18 раз).
А для многокубатурных бензиновых авто с двигателем более 3 л ставку предлагают снизить до 2,209 евро, против нынешней 4,985 евро (снижение в 2,2 раза).
Дизельным автомобилям тоже открывают дорогу на украинский рынок. Депутаты предлагают установить ставку акцизного налога 0,103 евро/куб. см для автомобилей с дизельными двигателями до 1,5 л (сейчас ставка на них 1,761 евро. Снижение в 17 раз).
Дизельные авто с мотором 1,5-2,5 л могут получить ставку 0,327 евро/куб. см, против нынешних 2,441 евро (снижение в 7,5 раз), а для многокубатурных дизелей более 2,5 л ставку установят в 2,209 евро/куб. см.
В итоге растаможка б/у автомобилей подешевеет в разы. Например, акцизный налог и его составляющая в финальном НДС с автомобиля 1,5 л составит всего 110-115 евро, против нынешних платежей в 3160 евро. С учетом того, что ставка пошлины на б/у автомобили в соглашении об Ассоциацией с ЕС жестко оговорена и будет снижаться каждый год, принятие законопроекта №3251 фактически открывает украинский рынок для подержанного импорта из Европы.
Но у этого закона есть и обратная сторона. С принятием такого закона, Украина подорвет рынок новых автомобилей, который и так уже обвалился в разы за последние годы. Выдержать наплыв б/у автомобилей смогут лишь считанные единицы автодилеров, остальным придется перепрофилировать бизнес. И потери рабочих мест при таком развитии событий опять не избежать.
Аналогичные ситуации переживали Польша, Венгрия, Болгария, страны Прибалтики, когда интегрировались в ЕС. Подержанные автомобили из Европы в первые годы обрушивали рынок новых автомобилей в этих странах в 3-5 раз. И только при значительном росте экономики, этот рынок удавалось восстановить. Но вернуться на былые показатели не удалось ни одной из стран. В Польше после либерализации импорта б/у автомобилей рынок новых обрушился с 600 тыс. штук до 200 тыс. и даже сейчас, по прошествии 15 лет, он едва смог подняться до 300 тыс.
Это не просто законопроект – это фактически новый вектор в развитии украинского авторынка и всего автобизнеса. И то, по какому пути пойдет Украина, полностью зависит от депутатов Верховной Рады. (Auto-Consulting/ Машиностроение Украины и мира)